§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

Подробное решение параграф § 4 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. 2017

Стр. 41

Какие семь таинств признаёт католицизм? (Вспомните из курса истории Средних веков или выясните из литературы.)

Католическая Церковь, как и Православная, признаёт семь таинств: крещение, миропомазание (или конфирмация), евхаристию, покаяние, елеосвящение (или елеопомазание больных), священство и брак.

Стр. 44

Чем отличается лютеровское понимание путей спасения души от католического?

Лютеровское понимание: спасение лишь в самой вере, посредника между человеком и Богом нет; священники только помогают разъяснять Библию

Католическое понимание: душу можно спасти только через церковь; только священники могут толковать Библию и прощать грехи

Стр. 47

Как вы думаете, как развивались бы события, если бы «Хайльброннскую программу» удалось провести в жизнь?

Произошло бы ограничение власти князей и централизацию страны. Все органы управления должны были подчиниться императору. Предусматривались секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, лишение духовенства светской власти, выборность пастырей самими общинами. Намечалось введение равенства всех перед законом, отмена таможен, чеканка единой для всей страны монеты, введение единой системы мер и весов. Предполагалось, что крестьяне смогут выкупить свои повинности путём единовременной уплаты ежегодного взноса в 20 — кратном размере, хотя для большинства крестьян собрать такие деньги на выкуп было нереально.

Стр. 49

Найдите на карте основные области Крестьянской войны: юго — запад (Швабию), Франконию, Тюрингию, Тироль. Найдите города Хайльбронн и Франкенхаузен. Найдите страны и области, где победило лютеранство: Швеция, Дания, Пруссия, Курляндия, Саксония

Стр. 50–51

Вопросы

1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

Реформация началась не когда были высказаны идеи Мартина Лютера, по — настоящему она началась, когда во имя этих идей ряд князей начал войну против папы римского и императора. И такое действительно могло произойти только в Германии. Только там феодалы остались достаточно сильными, чтобы противостоять центральной власти, но центральная власть ещё не потеряла надежду поставить их под свой контроль. Кроме того, именно в Германии был актуален длившейся уже много столетий конфликт между императором и папой римским. Именно поэтому Рим так пристально следил за идеями, которые высказывались в Германии и столь болезненно отреагировал на Лютера. Именно поэтому князья использовали Лютера как оружие против центральной власти.

Приблизительно в то же время крамольные с точки зрения католической церкви высказывал Ульрих Цвингли. Он считается основателем одной из ветвей протестантизма. Но он проповедовал в Швейцарии (в Цюрихе). Швейцария тогда уже только формально была частью Священной Римской империи германской нации, фактически швейцарцы давно доказали своё право на независимость. И император, и папа римский помнили опыт прошлых завоевателей этой страны. С другой стороны, Швейцария не претендовала на роль значительного игрока в европейской политики. Именно по этому на крамольные идеи в Цюрихе не стали обращать внимания: конфликта не получилось. В итоге протестантизм возник из конфликта, спровоцированного Лютером.

2. Можно ли считать случайностью то, что Реформация началась с тезисов против индульгенций?

Это нельзя считать случайностью. Протестанты выступали против продажности церкви и против её роли посредницы между верующими и Богом. Индульгенция как раз была символом продажности, потому что обещала спасение за плату, а не за праведную христианскую жизнь. Также её продавцы утверждали, что католическая церковь распоряжается благодатью, накопленной святыми, и именно потому индульгенция сработает: то есть здесь посредническая роль церкви между человеком и Богом проявлялась больше всего, а накопленная святыми благодать стала ресурсом при этом посредничестве.

3. Почему в Реформации появились разные направления?

Протестантизм утверждал, что каждый должен сам читать Евангелие и руководствоваться только своей совестью. Не удивительно, что некоторые духовные учителя вычитали там идеи, немного отличные от лютеровских; а совесть требовала от них распространять эти идеи. Так и появились другие ветви протестантизма.

Также нужно помнить, что цвинглианство возникло потому, что Цвинли проповедовал одновременно с Лютером и разрабатывал свои идеи независимо от него.

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

Восставшие крестьяне, так же, как и Лютер, выступали против учения католической церкви. Кроме того, они так же выступали за то, чтобы лишить церковь её огромных богатств и светской власти, ввести выборность священников. Сходились крестьяне с Лютером и вопросе об уничтожении монастырей.

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

Их стали так называть потому, что они заявили протест против решения рейхстага 1529 года.

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

Итоги:

— протестантизм окончательно оформился как вероучение;

— оформились отдельные ветви протестантизма;

— в середине XVI в. наконец закончились гражданские войны в Священной римской империи германской нации (а также выступления крестьян и рыцарей);

— протестантизм распространился за пределы империи;

— назревала основанная на идеях протестантизма революция в Нидерландах;

— назревали гражданские войны за пределами империи, например, во Франции;

— протестантизм стал официальной религией некоторых германских княжеств и некоторых государств за пределами империи;

— в ответ на реформацию началась контрреформация.

Задания

1. Опираясь на материал параграфа, докажите, что Реформация назревала во всей Европе, а не только в Германии.

Реформация слишком легко была воспринята в других странах Европы (Франции, Нидерландах и др.). Это значит, что она там давно назревала.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов:

1) требование секуляризации церковного имущества;

Церковь должна быть лишена своей власти, потому что она не может привести человека к спасению. Должна она быть лишена и богатств, как средства достижения этой власти.

2) осуждение монашества;

Аскетизм не может привести к спасению, к нему могут привести только раскаяние и вера. Потому монахи обманывают и себя, и других.

3) осуждение паломничества;

Паломничество не укрепляет веру, но даёт человеку ложную надежду на спасение.

4) сокращение числа церковных таинств;

Церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Она может лишь подсказать человеку правильное решение, когда у него есть Вопросы. Потому таинства по сути не нужны, они как раз и укрепляют эту посредническую роль, потому что их может проводить только церковь. Вместо этого каждый должен просто сам читать Библию.

5) отрицание авторитета папских булл и церковных соборов.

Источников веры может быть только Библия, слова Господа, а не слова людей, будь то папа римский или участники соборов.

1. Определите, какие из приведённых высказываний принадлежат М. Лютеру, а какие – Т. Мюнцеру. Найдите различия во взглядах двух реформаторов.

а) Мюнцер

б) Лютер

в) Мюнцер

г) Мюнцер

д) Мюнцер

е) Лютер

Лютер выступал за духовное самосовершенствование человека и против власти лишь римской церкви, существующий социальный порядок он считал справедливым, а светские власти – своим союзником. В то же время Мюнцер призывал бороться как за реформу церкви, так и за реформу социальных порядков, в пользу пересмотра феодальных отношений.