§ 21. Материальный и духовный мир человека ХVIII века

Подробное решение параграф § 21 по истории для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. 2017

Стр. 197

В чём заключались особенности секуляризации сознания? Почему нельзя поставить знак равенства между ней и атеизмом?

Секуляризация – это оттеснение церкви от политической и духовной власти. Атеизм – это отрицание Бога вообще. В результате секуляризации сознания возросла личная ответственность человека за происходящее. Он перекладывал на собственные плечи очень многое из того, что прежде предоставлялось воле Бога.

Стр. 200

Вспомните, в какую эпоху возник дух предпринимательства. С чем это было связано?

В 16 веке, связано с увеличением числа мануфактур, великими географическими открытиями (колонии, из которых вывозили сырьё и новые растения, распространившиеся по Европе, например картофель), появлением книгопечатания, пороха и прочих технических новинок этого периода. Как следствие – появление бирж, увеличение числа лавок, создание британской Ост — Индской компании.

Стр. 205

Вопросы

1. В наши дни во многих странах быт и в целом условия жизни сельских жителей ничем не хуже, чем у горожан. А почему нельзя было добиться того же, например, в ХVII–ХVIII вв.? Что этому мешало?

К сельским жителям можно отнести не только крестьян, но и аристократов, некоторые из которых много времени проводили в своих загородных резиденциях. Но если брать только крестьян, то среди них в то время просто была меньше разница между богачами и бедняками. В городах нищие, рабочие и другие бедняки жили куда хуже крестьян: жили теснее, работали больше, питались хуже. Среди бедняков в городах быстрее, чем среди крестьян распространялись эпидемии, опять же, потому что они жили теснее. Но в городах было больше богатых и просто зажиточных людей, там обитал почти весь только что возникший средний класс, было много и действительно богатейших людей. Богатые могли позволить себе отдельный удобный дом, лучшую еду и напитки, услуги врача и т.д. В деревнях не было такого количества богатых, они переезжали в города. Именно поэтому жизнь горожан в целом была лучше жизни крестьян.

2. Как, по — вашему, родилась модернизация? Почему, скажем, в Средние века стремление к обновлению общества не проявлялось в такой мере?

Изначально правители увидели, что новшества улучшают их армии. Потом предприниматели увидели, что некоторые новшества приносят больше прибыли. Именно так произошла промышленная революция. Эта революция привела к изменениям во всех сферах общества помимо чьей — либо воли. Изменения улучшили жизнь людей, сделали её комфортнее и безопаснее. И только после этого люди уверовали в прогресс, стали его воспевать, надеясь на новые достижения. В Средние века не было машин, которые могли бы существенно увеличить прибыль, и не было предпринимателей, прибыль была важна только купцам. То есть тогда не могла быть запущена вся эта цепочка. Только улучшения в военной сфере активно внедрялись (такие, как новые составы греческого огня и огнестрельное оружие).

3. Объединяет ли что — либо знаменитых литературных героев, действовавших в совершенно разных обстоятельствах, – Робинзона Крузо и Фигаро? Если да, то что именно?

Их объединяет предприимчивость, умение находить выход даже из самых, казалось бы, безвыходных положений.

Задания

1. Выпишите основные признаки, которые, по вашему мнению, определяют сущность индустриальной цивилизации. Расположите их по степени важности.

Признаки:

— массовое производство на заводах и фабриках;

— постоянно появляются новшества, влияющие на производство, бытовую жизнь людей, медицину и в целом на все сферы жизни;

— горожан в стране становиться больше, чем сельских жителей;

— население быстро растёт.

2. Представьте, что вы – современник Д. Дефо и Д. Свифта. И вы решили написать роман о яркой личности (или нескольких личностях) века Просвещения. Какой сюжет вы бы избрали? Изложите его в виде небольшого сочинения.

Рассказ может пойти о философе — просветителе и верном его ученике. Они живут в эпоху Просвещения в Париже. Философ много думает про то, как устроить государство разумно, чтобы там всем было хорошо жить. Он популярен, его книги читают многие аристократы. Но ученик его – простой актёр в маленьком театре. Он беден и с трудом зарабатывает на жизнь, но находит время и силы, чтобы учиться у философа мудрости.

Постепенно идеи философа становятся слишком смелыми. Из королевского двора он слышит, что разумнее будет остановиться. Философ не может этого сделать, он не может предать свои идеи о лучшем будущем страны и всего человечества. В конце концов, его арестовывают. Он мужественно выдерживает все допросы, не отказывается от своих идей и отправляется в Бастилию.

В то же время ученик думает, как ему освободить учителя. Но у него нет армии, чтобы взять Бастилию штурмом. Он пытается поднять народ, но над ним только смеются и чуть не сдают полиции.

Тогда он выдаёт себя за аристократа, проникает ко двору короля и начинает участвовать там во всех интригах. Долго он разбирается в хитросплетениях отношений при дворе. В итоге ему удаётся сделать так, что философа, его учителя становится выгоднее освободить, чтобы его ученик не выдал некую очень неудобную информацию обществу.

Это был бы рассказ о предприимчивом ученике, который смог освободить философа, несмотря на то, что не был ни богат, ни знатен. Но также это рассказ о несокрушимости новых идей, с которыми ничего не смог сделать король.

3. Немецкий музыкальный критик ХIХ в. Ф. Рохлиц писал: «Два великих художника вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух... Микеланджело и Бах – вот имена наших героев, между которыми, пожалуй, можно не только обнаружить сходство, но и провести параллель».

Поразмышляйте, что позволило критику сравнить Микеланджело и Баха, которых разделяли не только два века, но и разные виды творчества.

Оба эти творца совершили переворот, отчасти изменили мировоззрение своих современников. Критик называет это «вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух».