§ 17. Как жили европейцы и во что они верили

Подробное решение § 17 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. Чем объясняется быстрый рост населения в Европе в XVI-XVII вв.?

Население выросло из-за роста урожайности и достижений медицины. Благодаря этому люди стали дольше жить, а младенцы – реже умирать, страны Европы реже посещал голод. Достижения в сельском хозяйстве были связаны как с улучшением технологий севооборота, вспашки земли и её удобрения, так и с новыми культурами, которые привезли в Европу из Америки (имеются в виду кукуруза и картофель).

2. Что изменилось в облике городов и городских домов по сравнению с предшествующим периодом? Что осталось прежним?

Прежним со времён Средних веков остались теснота городских улиц и их хаотичность, лишь некоторые города были построены на основании регулярных планов. На улицах по-прежнему было грязно, ночью они не освещались. Неизменными остались также материалы, из которых строили дома: дерево, камень, кирпич и глина. Потому дома были столь же уязвимыми перед пожарами (к тому же, они по-прежнему строились вплотную друг к другу).

В отличие от Средний веков, в окнах богатых домов появились стёкла, на их стенах – обои и гобелены. Мебели стало больше, теперь она была разнообразнее и существенно отличалась от средневековой по стилю, стала гораздо более изящной и красивой. Возросла роль сундуков, появились шкафы и другие новые виды мебели.

3. Как изменилось в это время питание европейцев?

Питание бедняков стало обильнее благодаря культурам из Нового Света (хотя всё равно их нередко постигал голод). Богатые люди стали питаться разнообразнее. В Средние века аристократия старалась есть только различные виды мяса, овощи считались едой бедняков. В Новое время мясу по-прежнему отдавали предпочтение, но на столах появились также овощи и фрукты, особенно экзотические, из далёких стран.

4. В чём состояло значение моды в европейском обществе XVI—XVII вв.?

Из-за моды на одежу, обувь и др. стали покупать гораздо чаще, чем изнашивалась старая. Всё это показывало статус человека. Теперь богатый и знатный человек должен был носить не просто много золота и драгоценных камней (хотя и их никто не отменял), но и следовать последним веяниям моды. Часто знатных, но уже обедневших аристократов окончательно разоряло, заставляло влезать в долги именно следование моде. Потому мода стала важным фактором социальных процессов в обществе. Нельзя забывать, что на моду работала целая индустрия, где было занято множество опытных мастеров. В их карманы переходили состояния богачей. Таким образом, мода создала целый слой общества, исчезнувший, когда одежда, причёски и т.д. стали проще.

5. Как соотносились христианство и язычество в представлениях простых людей того времени? Почему сельские жители дольше оставались язычниками, чем горожане?

Сельские жители оставались в основном неграмотными. Они не могли читать книг Священного писания. Более того, в католических странах это запрещалось. Потому в вере простонародья оставалось больше доставшихся от предков черт язычества, чем у привилегированных слоёв общества. Эти черты язычества превратились в суеверия. Простолюдины считали их частью христианства и не видели в их следованию отступления от Господа, а церковь видела.

6. Почему церковь боролась с народной культурой?

Церковь видела в суевериях народа пережитки язычества, потому всю культуру считала язычеством, а с язычество церковь должна бороться.

Задания

1. Представьте себе, что вы попали в богатый городской дом XVI в. Попробуйте составить описание нескольких его комнат.

В гостиной, прежде всего, бросаются в глаза обои и гобелен во всю стену, на котором Ахилл оплакивает тело Патрокла. По комнате расставлено несколько небольших столиков, изящных, с гнутыми резными ножками. Вокруг них расставлены такие же изящные стулья. За этими столиками можно разговаривать, играть в шахматы или карты, но ни в коем случае не есть – для этого существует столовая. В углу – огромное зеркало в позолоченной оправе, которая украшена растительным орнаментом и амурами. Орнамент можно разглядывать часами, потому что там до мельчайших деталей проработаны все лепестки и листики. С потолка свисает хрустальная люстра. По сложности конструкции она может поспорить с целым зданием. Сам потолок украшен сценой исторической битвы. Дневной свет проникает через окна, которые закрывает стекло, разделённое свинцовыми оправами на много мелких стёклышек.

Из гостиной переходим в спальню. Здесь окно также состоит из мелких стёклышек (большие тогда делать не умели). Стены и потолок покрыты росписями, где часто повторяется гербовое животное владельца дома, каждый раз написанное по-разному. Большую часть комнаты занимает кровать. Она массивная, высокая, с крышей и массивным парчовым пологом. Крышу кровати поддерживают четыре колонны по углам. В спальне нет ни туалетного столика, ни шкафов с одеждой – для всего этого существуют отдельные комнаты. Потому кроме кровати осталось описать только камин. Он покрыт кафельной плиткой с воздушными синими узорами. Внешне белый кафель похож на настоящий китайский фарфор. На каминной полке стоят несколько маленьких статуэток. Некоторые из них – подлинные, древнеримские. У хозяина этого дома есть и деньги, и вкус.

2. На основании текста параграфа и содержащихся в различных разделах учебника иллюстраций попробуйте описать костюмы разных слоёв тогдашнего общества.

Аристократ одет с блеском. Он носит на себе целое состояние. Он обут в туфли с пряжками, которые украшены драгоценными камнями. До колен его ноги закрывают белоснежные чулки. Подвязки чулок также богато украшены. Он носит кюлоты – короткие штаны, до колен, не закрывающие чулки. Камзол аристократа расшит золотом; неимоверно дорого стоит и материал, и работа мастера, создавшего причудливые узоры. Из-под рукавов камзола видны манжеты рубашки. Они кружевные. Кружева плелись вручную, и ценились тем больше, чем тоньше было плетение. На пальцах аристократа красуются перстни. Его шею закрывает платок, повязанный особым образом, сообразно моде. Собственных волос не видно – их закрывает пышный парик.

Мастеровой одет гораздо проще. Он носит деревянные башмаки на босу ногу и штаны до щиколоток. На рубашку одета жилетка – вот и весь его костюм.