§ 14. Культура эпохи Возрождения

Подробное решение § 14 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. Как меценатство влияло на развитие культуры эпохи Возрождения?

Меценатство играло огромную роль в Возрождении. Именно богатые и знатные любители искусства давали заказы на большинство произведений эпохи Возрождения.

2. Что позволяет назвать Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля титанами Высокого Возрождения?

Титанами Высокого возрождения их называли потому, что они создали самые значимые произведения эпохи, причём они все работали одновременно в нескольких жанрах.

3. Что такое Северное Возрождение? Когда и в*каких странах оно проявилось наиболее ярко?

Северное Возрождение – это Возрождение севернее Италии. Оно имеет ряд специфических черт, сильно отличается от Итальянского, но в каждой стране эти черты свои, потому невозможно дать иное обобщающее определение. Северное Возрождение наиболее ярко проявилось в Германии, Нидерландах, Англии и Франции.

4. Как вы думаете, почему мыслители эпохи Возрождения обратились к проблемам государственного устройства?

Деятели Возрождения ориентировались на мыслителей античности, подражали им. А в античности многие великие люди рассуждали об идеальном устройстве государства. Во времена античной демократии это имело практический смысл, потому что некоторые из таких идей вполне могли воплотиться в жизнь.

5. Можно ли сказать, что в «Утопии» Томаса Мора господствует всеобщая несвобода? Обоснуйте свой ответ.

Так сказать нельзя, потому что все жители описанного Мором острова трудятся и не претендуют на частную собственность добровольно. В жизни такое не возможно, но автор и не говорил, что описал реальное общество.

Задания

1. Пользуясь дополнительной литературой (детские энциклопедии, истории искусств и т. д.), подготовьте рассказ об одном из западноевропейских художников XVI в.

Сандро Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Собственная мастерская появляется у художника в 1470 году. Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. Около 1485 года Боттичелли создаёт не менее прославленное полотно «Рождение Венеры».

«Поклонение волхвов» (1478-1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца. Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Мадонна держит в руке гранат, являющийся христианским символом (в руке у Сикстинской Мадонны Рафаэля первоначально вместо книги тоже был гранат).

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. Он отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел. 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

2. В публицистике на Томаса Мора и вообще на первые утопии иногда возлагают ответственность за развитие коммунистических идей уже в XX в. и попытки осуществить их на практике. Ваше мнение по этому поводу?

Коммунизм как идеология сложился в XIX веке исходя из условий и идей того времени. Это произошло бы всё равно вне зависимости от идей XVI века. Недаром коммунистические постулаты кардинально отличаются от основ идеальных государств первых утопий. Главное отличие – в XIX веке думали, что поняли, как добиться поставленных целей на практике.

3. Прочтите отрывки из трактата Макиавелли «Государь»:

«Прибегая в отдельных случаях к жестокостям, государи поступают милосерднее, чем тогда, когда от избытка снисходительности допускают развитие беспорядков, ведущих к грабежу и насилию, потому что беспорядки составляют бедствие целого общества, а казни поражают только отдельных лиц... Тем не менее государь должен строго обдумывать свои слова и действия, не быть подозрительным без причины и следовать всем правилам благоразумия, не забывая о гуманности.

Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны; если государи осыпают их благодеяниями, они выказывают приверженность к ним... но едва наступает опасность — бывают недалеки от измены.

Государь... должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не сумеет быть осторожным и избежать западни, которую ему поставят; будучи же только лисицей, он не сумеет защищаться от врагов...

Для государей очень важно уметь показывать себя милосердными, верными своему слову, человеколюбивыми, религиозными и откровенными; быть же таковыми на самом деле не вредно только в том случае, если государь с подобными качествами сумеет, в случае надобности, заглушить их и выказать совершенно противоположные».

Можно ли считать взгляды Макиавелли на природу человека гуманистическими? Каким, по мнению Макиавелли, должен быть государь и каким принципам он должен следовать в своей политике? Как вы думаете, какие из этих принципов актуальны и сейчас?

По мнению Макиавелли люди по природе своей порочны, и именно поэтому государь должен сочетать в себе черты лисицы и льва. Жестокости и порой вероломство правителей нужны для того, чтобы избежать бóльших бед, гибели бóльшего числа подданных. Такой взгляд на природу человека не даёт признать Макиавелли гуманистом, он стоит отдельно от своих современников. Однако это не делает его менее великим. Многие его идеи, включая все перечисленные в этом отрывке применяются и сегодня, хотя публично политики от них открещиваются.