Стр. 50–53. Смотрим и думаем

Подробное решение страница Стр. 50–53 по истории тетрадь-тренажер для учащихся 7 класса, авторов Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В. 2016



Что можно сказать на основании картины о послах – их положение в обществе, интересах и взглядах?

На картине изображены французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Жан де Дентевиль изображен слева на холсте в пышном одеянии, что характеризует его как важную, значительную персону — он представитель религиозной светской власти. В шубе он потому, что находится в Англии. Он не привык к английской сырости и холоду. Он бы и не поехал в Англию, если бы не важная дипломатическая миссия — примирения Англии с Ватиканом. Это исторический момент, именно его и пожелал оставить на память месье Дентвиль.

Молодой епископ Жорж де Сельв одет менее пышно и выглядит значительно скромнее своего друга. Нельзя сказать, что они просто позируют, на их серьезных лицах спокойствие, достоинство.

Фигуры послов разделены высоким столом с многочисленными предметами, которые максимально характеризуют героев, подчеркивая их образ жизни и сферу интересов. Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия, математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики, глобус, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси Господи души наши». Выбор этих страниц неслучаен — в этих строках нет ничего противоречащего принципам христианства.

Гольбейн написал не портрет двух послов, а портрет эпохи.

Почему для важного дипломатического поручения выбраны именно такие люди?

Два этих молодых человека умны, уважаемы и успешны. Бог милостиво благоволит их начинаниям.

Каждый из предметов, изображённых на ней несёт информативную функцию. Можно понять о том, чем занимаются эти люди (часто путешествуют, но не ради развлечения), бывают во многих странах (восточные ковры из разных стран, дорогая портьерная ткань — всё привезено из заморских стран.), изучают науки (можно узнать, какие именно), любят музыку и философские беседы.

В чем здесь можно усмотреть влияние Великих географических открытий?

Разнообразие предметов отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики, глобус. Это не простой глобус, а новинка того времени. Он повёрнут так, чтоб видны были те страны, в которых выполнял свои дипломатические миссии месье Дентвиль.

На верхней полке располагаются солнечные часы, астрономический глобус, квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени.

Какие проблемы политики, религии и науки того времени отражены в символике картины?

Политика: Важная дипломатическая миссия — примирения Англии с Ватиканом. Это исторический момент, именно его и пожелал оставить на память месье Дентвиль.

Религия: Дипломат, епископ, учёный Жорж де Сельв — он был лютеранином, на это указывает книга, которая лежит рядом. Это сборник песнопений. Он открыт на страницах с песнопениями «Приди, Дух Святой Господь Бог» и «Человек, если ты хочешь быть счастливым». Это не противоречит христианству.

Наука: Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия, математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия, достижения в астрономии, математике.

Стр. 52

Рассмотрите фотографии двух скульптур с одинаковым названием «Давид» скульпторов Микеланджело и Бернини.

Подпишите под каждой фотографией имя скульптора.

Слева – Микеланджело

Справа – Бернини

Какая из этих скульптур относится к Возрождению, а какая – к барокко.

Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени).

Объясните на примере этих двух скульптур различия между Возрождением и барокко.

Тематика эпохи Возрождения концентрируется на библейских мотивах. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой — она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик.

Микеланджеловский "Давид" — беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.

Стр. 53

Рассмотрите иллюстрации ко 2 и 3 главам учебника.

Отберите иллюстрации, относящиеся к одной из тем (по выбору). Опишите как занятия ваших героев и их положение в обществе влияют на их изображение художниками.

«Королевская власть в искусстве 16–17 вв.»

Исключительное положение монарха подчеркнуто следующими деталями:

- расположение фигуры монарха, как правило, по центру;

- монарх изображен в свободной и непринужденной позе, тогда как в образах его окруженных видны покорность, внимание, услужливость и т.д.;

- общая композиция картин;

- изображение атрибутов монархической власти;

- монарх изображен как "центр мира", как предмет всеобщего внимания и почитания.

«Деловые люди в искусстве Возрождения»

Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Художники Высокого Возрождения —творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

В центре их искусства образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не отвлеченный от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения.

Почему вскрытие трупов с целью изучения анатомии человека вызывало в 16–17 вв. такой интерес?

В Средние века внимание к телу считалось греховным и преследовалось; вскрытия были запрещены или ограничивались единичными случаями. При таких условиях изучение анатомии не могло получить развития. Наоборот, культура эпохи Возрождения, поставив в центре внимания человека, начала изучать его тело. Анатомией занимались не только врачи, но и ученые, по своей основной деятельности далеко от нее стоящие.

Почему место для осуществления таких вскрытий стали называть анатомическим театром? Что сближает его с собственно театром?

Чтобы учить студентов, были организованы Анатомические Театры, где на первом этаже располагался стол с трупом и инструменты. Зрители (очень часто продавались билеты всем желающим) располагались на 2м этаже или амфитеатром.

Следует помнить, что до определенного времени, в Европе человеческое тело показывать его, а тем более вскрывать, изучать — было запрещено. Когда пришло время — это было популярно.

Отсюда — анатомические (т.е., показывающие анатомию человека) театры (т.е. демонстрирующие действо вскрытия всем желающим или пришедшим).

Почему такие театры не могли возникнуть в эпоху Средневековья?

В Средние века внимание к телу считалось греховным и преследовалось; вскрытия были запрещены или ограничивались единичными случаями. При таких условиях изучение анатомии не могло получить развития.