§ 26. «Просвещённая» культура России

Подробное решение параграф § 26 по истории для учащихся 7 класса, авторов Данилов Д.Д., Лисейцев Д.В., Павлова Н.С., Рогожкин В.А. 2015



1. Сохранили ли разные сословия русского народа культурное единство после Петровских реформ? Определи и докажи свою позицию.

Петровские реформы раскололи русское общество в культурном плане, потому что разные сословия в разной степени воспринимали западные традиции. Лучше всего они прижились среди дворянства. Дворянские дети воспитывались иностранными гувернёрами, потому новые поколения даже говорили по-русски хуже, чем по-французски. Крестьяне совсем не приобщались к этим традициям в силу своей необразованности, им просто неоткуда было узнать, как живут в Европе. Духовенство сохраняло традиции вместе с традиционной верой. Купечество в большинстве своём также придерживалось порядков домостроя в основном по религиозным традициям, а также потому, что в подражании Западу не было необходимости: в основном иностранные торговцы приезжали за русскими товарами, русские купцы редко вели дела за границей.

2. Определи и докажи, стали ли в XVIII веке российское образование и наука светскими, частью европейской культуры. С помощью фактов объясни мысль А.С. Пушкина о том, что М.В. Ломоносов «сам был наш первый университет».

В XVIII веке народные училища, гимназии и Московский университет не зависели от церкви, потому образование окончательно стало светским. Образование строилось во многом по указаниям западных специалистов. Например, гимназии устраивались во многом по образцу гимназии при Академии наук, а в Академии наук работали приглашённые из Европы учёные. По этой причине образование и наука России стали вполне европейскими, но провинциальными (приглашённые в Академию наук учёные также происходили в основном из мелких государств, с также не слишком развитой по европейским меркам наукой). Научные достижения мирового уровня ждут Россию только в XIX веке.

М.В. Ломоносов был первым русским членом Академии наук. Он одновременно был сведущ во многих науках: химии, астрономии, метеорологии, потому А.С. Пушкин и написал про него такие слова.

3. Определи и докажи, стали ли в XVIII веке российская архитектура и изобразительное искусство частью европейской культуры.

Русское искусство освоило все жанры европейского, творило в модных в Европе стилях (барокко и классицизма), потому можно с полной уверенностью сказать, что оно стало частью европейского. Это не удивительно, ведь художниками и скульпторами часто были иностранцы. Русские творцы учились у иностранцев, самых способных из них посылали завершать образование за границу. Это не было чисто русским явлением: путешествия в другие страны для совершенствования образования были распространены среди людей искусства по всей Европе.

4. Определи и докажи, стали ли в XVIII веке российский театр и литература частью европейской культуры.

Театр России во второй половине XVIII века стал профессиональным. Он был полностью светским. Там ставились произведения по европейским образцам (вначале вообще переводы). Литература также стала полностью светской. Писателями и поэтами чаще всего были дворяне, которые получали образование по европейскому образцу, читали заграничную литературу, потому и свои произведения создавали по её подобия. Таким образом, театр и литература России также стали европейскими.

5. Какие явления русской культуры XVIII века можно считать признаками европеизации России и разрушения черт аграрного общества? Какие явления сдерживали этот процесс? На твой взгляд, произведения М.В. Ломоносова, В.В. Растрелли, В.И. Баженова, Ф.И. Шубина, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина - это достижения русской или европейской культуры? Свою позицию докажи, опираясь на факты. Какие поступки во взаимоотношениях Екатерины II с В.И. Баженовым, М.Ф. Казаковым, В.Л. Боровиковским, Д.И. Фонвизиным, Г.Р. Державиным ты можешь назвать нечестными или несправедливыми? Объясни почему.

Черты европеизации – это светский характер культуры, профессионализация культуры, появления специальных учебных заведений для художников, скульптуров и т. д. Произведения русских творцов при этом оставались достижениями русской культуры, которая стала развиваться в русле европейской.

Из несправедливых поступков Екатерины II по отношению к деятелям культуры можно назвать осуждения их творчества и даже аресты некоторых из них. Но нужно отметить, что просвещённая императрица прибегла к арестам только к концу жизни, причём очень сильно испугавшись Великой французской революции.

6. Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках» (с. 32).

Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках»

Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках»

Продолжи заполнять таблицу «Россия в XVI-XVIII веках»