§ 5-6. Культура в XVI веке

Подробное решение параграф §5 по истории для учащихся 7 класса, авторов Баранов П.А., Вовина В.Г., Лебедева И.М., Шейко Н.Г. 2016

Вспомните! Какие стены были воздвигнуты вокруг Кремля при Иване III? Как возникла внутри Кремля Соборная площадь и почему она так называлась? Когда появилась Грановитая палата и с чем связано ее название?

При Иване III была возведена красная кирпичная стена Московского Кремля. Он превратился в сильнейшую крепость своего времени. Вместе с обновлением крепостных стен происходило строительство таких известных соборов Кремля как Успенский, Архангельский и Благовещенский.

Ансамбль площади складывался со времени строительства здесь первых деревянных сооружений. Еще тогда, в 13-14 веках были определены пространственная композиция и назначение площади. Соборная площадь Московского Кремля является одной из древнейших в Москве. Ее современный облик определился во второй половине XV века, когда старые соборы были заново перестроены, возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Ее храмы строились московскими, владимирскими и псковскими мастерами, а также итальянскими зодчими. Поэтому на облик многих сооружений оказала влияние архитектура итальянского возрождения.

На соборной площади расположены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Церковь Ризположения, ансамбль колокольни Ивана Великого.

В 1487–1491 гг. для торжественных приемов строится Грановитая палата. Она была задумана как тронный зал в новом дворце Ивана III и два века оставалась самым большим залом – 495 кв.м. Строительство велось итальянским мастером Марко Фрязиным, а затем – ломбардским архитектором Пьетро Антонио. Парадные Святые сени примыкают с западной стороны здания. К ним ведет открытая каменная лестница – Красное крыльцо. Главный восточный фасад, облицованный белокаменными блоками, выходит на Соборную площадь. Каждый из блоков отесан на четыре грани. Отсюда и название Палаты – Грановитая. В 1838-1849 гг. при строительстве Большого Кремлевского дворца ее через Святые сени соединили с Владимирским залом. Сейчас Грановитая палата является одним из представительских залов при Резиденции Президента Российской Федерации.

стр. 41

Вспомните! При Иване IV в Москве появляется английское подворье. Чем это было вызвано?

В 1553 году Иван Грозному заинтересовался торговлей с Англией и пригласил гонца – сэра Ричарда Чэнслора в Москву. В 1554 году Ченслор возвратился в Лондон с грамотой на беспошлинную торговлю с Россией.

Англичане получили особые права и вольности: они имели право свободно и беспошлинно торговать в России, устанавливать цены. Также царь пожаловал им бывшие палаты Ивана Бобрищева в Зарядье, где было открыто представительство Московской компании.

Из Англии в Россию поставляли товары военного назначения и повседневного спроса: оружие, порох, селитру, свинец, оловянную посуду, сукно. Из России в Англию везли преимущественно товары природного происхождения и продукты из них: древесину, пеньку, канаты, воск, кожи, ворвань и меха. Кроме Москвы, торговые представительства Московской компании были открыты в Великом Новгороде и Нижнем Новгороде. Московская компания осуществляла активное экономическое освоение Русского Севера, снаряжала экспедиции на восток.

Палаты Старого Английского двора – уникальный памятник истории и архитектуры XVI–XVII веков. Их построил в конце XV века купец из Сурожа Иван Бобрищев. Он выбрал для своего дома очень удачное место – на оживленной улице Варварке в Зарядье, недалеко от Красной площади с самым большим в Москве торгом.

стр. 42

Внимательно рассмотрите помещенные в данном разделе параграфа иллюстрации и определите:

а) какие новые здания появились в Москве при Иване IV, с чем это было связано;

б) в каком архитектурном стиле они построены и каковы его характерные черты.

При Иване IV в Москве были построены:

• храм Покрова (храм Василия Блаженного), в ознаменование взятия русскими войсками Казани (XVI в.).

• храм Преображения Господня в селе Остров (XVI в.).

• башня Симонова монастыря – “Дуло” (XVI в.).

• Оружейная палата, для хранения оружия, золотой и серебряной посуды, парадных царских одежд и регалий.

• кирпичная стена вокруг Кремля, для защиты.

• Тихвинский монастырь (60-е гг. XVI в.).

Новое направление в архитектуре этого периода – Шатровый стиль. Он является архитектурной формой в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльца. Их делают каменными и деревянными.

Конструкция шатра в русской архитектуре заменили купола в деревянном строительстве. В деревянных постройках в отличие от каменных передавать форму купола крайне сложно, проще конструкция шатра. У деревянного шатра имеется каркас из восьми вертикальных бревен, которые сходятся к центру верхними концами. Именно шатры предавали строениям столпообразный силуэт. Кроме церквей, шатер использовался и в других постройках. Благодаря деревянной застройке шатры имели ведущую роль в постройке городов.

Все шатровые хра¬мы строились как памятники какому-то важному собы¬тию. Так, например, церковь Вознесения в селе Коло-менском (1532) была поставлена по приказу Василия III в честь рождения долгожданного наследника. А знаменитый собор Василия Блаженного (Покрова на Рву) (1561) служил памятником победы над Казанью. Его центральный объём, увенчанный шатром, окру¬жён восемью стройными приделами в виде башен. Посвящения пре-столов храма связаны с памятными датами казанского похода. Тре-тий шедевр шатровой архитектуры — Преображенская церковь села Остров близ Москвы. Её заказчиком был сам царь Иван Грозный, имевший здесь одну из своих загородных резиденций.

Вспомните! Какие сюжеты характерны для древнерусской живописи? Что внесли в русскую живопись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий? В какое время они жили и творили?

Древнерусская живопись, живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Главной задачей древнерусской живописи было воплощение в образы христианского вероучения. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Основными темами оставались евангельские сюжеты и лики святых.

Если имена ранних авторов настенных росписей и икон не были известны, то уже в ХIV-ХV веках на небосводе русской живописи зажигаются первые звезды. Это Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) приехал на Русь уже сложившимся мастером. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Его талант воплотился не только в замечательной настенной живописи, но и в основании живописной школы. Ведь у него было очень много учеников и последователей, каждый из которых нес в люди свое творчество. Последним известным произведением Феофана был иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Иконы Андрея Рублева (около 1360 — 17 октября 1428) – теперь национальное достояние россиян. Стоглавый собор в 1551 году провозгласил иконы Рублева образцом для подражания. «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Христос», «Троица», «Вход Господень в Иерусалим», «Вознесение Господне», «Благовещение», «Крещение» – самые известные из них. Иконописец принимал участие в росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря, Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), писал иконы для Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря. Его творчество через образы-символы передавало глубокие чувства, несло духовный смысл и позитивный заряд.

Зерна, посеянные своим учителем Андреем Рублевым, подхватил и понес далее по векам его последователь – Дионисий (около 1440–1502). Он совершил роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутье в Боровском монастыре, Павлово-Обнорского и Иосифо-Волоколамского монастырей, собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, написал ряд икон для Успенского собора Московского Кремля. Большинство работ мастера не сохранились. А те, что дожили до наших дней, а это: иконы митрополитов Петра и Алексея, «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Сошествие в ад», «Распятие» и росписи Ферапонтова монастыря, являются подтверждением великого таланта и славы иконописца Дионисия.

Зародившись в далеком ХI веке, русская живопись впитала в себя самые передовые традиции мирового искусства, гармонично объединив их с исконно русскими народными веяниями в живописи. Оба влияния оказались для развития живописи благоприятными. Она передавала людям глубокие христианские истины, делала религию понятнее и доступнее, а людей – добрее. А ведь именно этому и должна служить красота.

стр. 44

Соответствуют ли обещания царя его поступкам? Какие стороны характера Ивана IV показал М.Ю. Лермонтов? К каким изображениям Ивана IV, приведенным в данном параграфе подходят эти строки?

М.Ю. Лермонтов в своем произведении показывает Ивана Грозного далеко не с положительной стороны. Годы его правления были действительно темными и несправедливыми. Доказательством этому служит сама история о казни купца Калашникова, описанная в поэме. Царь был жестоким и равнодушным, не прислушивался к мнению народа и не мог сдержать своего слова. В то же время можно увидеть и страх в его глазах за свой престол, а также боязнь измены верных опричников. Его правление было несправедливым по отношению к гражданам. Доказательством этой мысли служит поступок царя, когда он казнил невинного купца Калашникова, победившего в честном бою. В своей поэме М.Ю. Лермонтов осуждает вид правления Грозного и показывает его мстительным и жестоким деспотом, который не считался с мнением народа.

Строки подходят к картине А.М. Васнецова “Старая Москва. Отъезд с кулачного боя”.

стр. 47

Что нового вы узнали о Ермаке из данных стихотворных текстов? Какие штрихи к его портрету добавляют картина В.М. Сурикова и скульптура М.М. Антокольского?

Стихотворения описывают Ермака, как человека преданного своему царю и отечеству. Он способен расширить границы Российского государства и укрепить его мощь. В предании «О покорении Сибири Ермаком» ярко выражены патриотические чувства русского народа.

Картина Сурикова и Скульптура Антокольского рисуют образ былинного богатыря, крепкого и сильного, перед которым нет преград. Враги его боятся – друзья уважают.

стр. 48

На памятнике “Тысячелетие России” отсутствуют изображения самого Ивана IV и князя Курбского. Как вы это объясните?

На памятнике нет Ивана Грозного, потому что художник посчитал неправильным изображать в Новгороде царя, учинившего над городом в 1570 году чудовищную расправу. Ивана Курбский – сбежал в Литву во время Ливонской войны. Не отражать эпоху Ивана Грозного на “Тысячелетии России” – нельзя. Но можно было исключить царя-тирана и предателя-перебежчика.

Вопросы и задания

1. Объясните, почему Москву называли белокаменной и златоглавой.

Образ Златоглавой Москвы стал формироваться в 15-16 веках, во времена правления Ивана III, Василия III и Ивана IV Грозного, когда в Кремле построили Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, колокольню "Иван Великий" и другие культовые сооружения, купола которых сразу или впоследствии покрыли добротной позолотой. В прошлом, когда городская застройка не была такой плотной и высокой, колокольни храмов и церквей были самыми высокими зданиями города и в буквальном смысле слова формировали его панораму: поднявшись на любую возвышенную точку внутри или вблизи Москвы, можно было увидеть большое количество возвышающихся над городом куполов.

Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли. В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковье стимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известняка и доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройки каменной стеной. С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная».

2. Правильно ли утверждение: “Иван Федоров – первый европейский книгопечатник”? Свое суждение обоснуйте.

Первый европейский печатник – Иоганн Гутенберг. В 1450-х годах он отлил не менее пяти различных шрифтов и напечатал первые книги. Это были 36-строчная и 42-строчная Библии.

Иван Федоров – первый русский печатник. “Апостол” был написан более чем на 100 лет позже (1564).

3. На одном из старинных книжных переплетов было написано: “Мы не умрем, покамест есть книги”. Как вы думаете, что хотели этим сказать наши предки? Справедливо ли это утверждение сегодня?

Предки хотели сказать, что в книгах заключены знания и мудрость народа. Там собрана память поколения и то, что они смогли донести до нас. Например, благодаря летописям мы можем узнать события давних лет, сделать выводы из правильных и неправильных решений. И стараться больше не допускать печальных ошибок.

Сейчас утверждение немного утратило свое значение – ведь предки не предполагали, что у нас появится такая огромная база данных как интернет. Можно сказать, что книги, как совокупность знаний, просто перешли в современный электронный формат, но несут тот же исторический смысл.

4. В каком архитектурном стиле построена церковь, изображенная на иллюстрации? Назовите его характерные признаки?

Богоявленская церковь в селе Красном на Волге построена в шатровом архитектурном стиле.

Шатровый стиль – архитектурная форма в виде многогранной пирамиды, которая служит для завершения сооружения. Шатрами завершают башни, колокольни, храмы и крыльца. Их делают каменными и деревянными. Как правило, они имеют вытянутые пропорции, тем самым, придавая силуэту сооружений устремленность вверх и резкую динамичность. Снаружи шатры украшаются декором, к примеру, кокошниками, узорами.

Особенностью церквей и храмов этого архитектурного стиля является то, что они имеют большие по площади пристроенные помещения для увеличения внутреннего объема храма или церкви: большой по площади в плане восьмерик построить технически сложно, поэтому восьмерик окружают или многочисленными приделами, или более маленькими церквями. Такой стиль называется многочастность.

5. Сравните все имеющиеся в параграфе изображения Ивана IV. Что в них общего? Какая черта его характера проглядывает на каждом из них? Можно ли, на ваш взгляд, на основе предложенных изображений составить психологический портрет Ивана IV? Каким он предстает? Справедливо ли его называли Грозным?

Во всех изображениях проглядывают жесткость и жестокость этого человека. Ни улыбки, ни даже намека на нее нет – только насупленные брови.

Для художников Иван IV стал фигурой впечатляющей, вместе с созданием скульптур и картин, они рисовали и психологический портрет царя. По изображением читается, что это суровый правитель и жестокий человек, который привык быть главным во всех важных делах. Самодур, безумие которого впоследствии послужило причиной рода Рюриковичей.

Люди боялись своего царя. И даже сейчас, спустя несколько веков, называют его тираном. Хотя в его заслугах не только опричнина, массовые казни и убийство сына, но и присоединение огромной территории к составу Российского государства. Он действительно был грозным правителем, которого боялся как свой народ, так и другие страны.