§9. Завоевания арабов и создание Арабского халифата

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018

Вопрос на с.71. Вспомните, в какую эпоху и кем был основан город Александрия.

В период своих завоеваний Александр Македонский (336 — 323 годы до н.э.) основал несколько крупных городов, названных Александрия в честь великого царя. Самая известная из них располагалась в Нильской дельте в Египте. Правление Александра Македонского — это в истории Древней Греции переход от Классического периода к Эллинизму.

Вопрос на с.75. Почему мусульмане терпимо относились к вере христиан и иудеев?

Мусульмане называли христиан и иудеев «люди книги», потому что в этих религиях также есть священные книги, как Коран в исламе. Считалось, что эти религии тоже пошли пророков Аллаха, только от других, пришедших на Землю раньше Мухаммеда, но их неверно поняли и извратили их послание. По этой причине христиан и иудеев, в отличии от язычников и зороастрийцев, мусульмане не проследовали, но взимали дополнительный налог.

Вопрос на с.76. Что изменилось в отношении мусульман к представителям других религий?

Со временем из — за войн с христианами отношение к другим религиям ужесточилось. Их последователям запрещалось носить белые одежды, как мусульманам, они не могли нанимать мусульман в качестве слуг, а ударившего мусульманина иноверца казнили. Подать с христиан и иудеев была увеличена вдвое.

Вопрос на с.77. Пользуясь картой (с. 73), перечислите страны и народы, завоёванные арабами. Назовите места важнейших побед и крупнейших поражений арабов.

Благодаря победам в битва при Бедре, Бейруте, Нехавенде, Таласе и Гибралтаре арабы смогли завоевать кроме самой Аравии Палестину, Сирию, Армению, Азербайджан, Иран, Хорезм, Фергану, Египет, Ливию, Триполитанию, Магриб, Королевство вестготов и римскую провинцию Африка, их остановили только поражения в битве при Пуатье, а также в ходе осады Константинополя.

Вопрос на с.78. Вспомните, чем были знамениты Платон, Аристотель, Архимед.

Все трое были древнегреческими философами. При этом Платно и Аристотель исследовали природу людей, вещей и пытались найти наилучшую форму государственного устройства: знамениты трактаты «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля, термин Аристотеля «метафизика» и многое другое. Архимед занимался в основном физикой и механикой: способ определения объёма предметов неправильной формы (их нужно погрузить в воду), архимедова сила, объясняющая плавучесть вещей и др.

Стр. 81–82

Вопрос к параграфу №1. Расскажите о ходе арабских завоеваний. Почему арабам — мусульманам удалось быстро завоевать многие страны Востока?

Вначале арабы обрушились на иранских Сасанидов, ослабленных недавней войной против Восточной Римской империи. Это была самая масштабная война за несколько столетий вражды этих государств и Сасаниды её проиграли, на престоле оказался безвольный ставленник Константинополя. Это сделало задачу арабов значительно проще.

После покорения Ирана началось завоевание Восточной Римской империи. Она также была ослаблена недавней войной, потому что вначале чуть её не проиграла, только потом собралась с последними силами и потратила их на Сасанидов — для борьбы с арабами ничего не осталось. Халифат выигрывал одну битву за другой и после каждой захватывал большие куски владений Константинополя.

Местное население встречало завоевателей часто с радостью, охотно шло им служить. Захваченные провинции населяли в основном не православные, а последователи других ветвей христианства. Константинополь преследовал их как еретиков, а арабы терпимо относились ко всем направлениям христианства, то есть фактически спасали от преследований императора.

Относительно быстро у Арабского халифата появился и окреп собственный флот, который стал бить императорские войска и на море. Конечно, его создали бывшие опытные в этом деле подданные Константинополя. Арабы, которые до этого управляли только кораблями пустыни, не смогли бы так быстро освоить морское дело.

Завоевания прервались на гражданскую войну между арабами — те выясняли, кто должен занимать престол халифа. Но Константинополь воспользовался этим только как передышкой, он не стал сам переходить в наступления. Потому когда вопрос с личностью халифа был решён и силы восстановлены, арабы возобновили свои завоевания.

В результате подданным халифа удалось захватить почти весь Ближний восток и Северную Африку. Со временем, пусть и не сразу, морские экспедиции присоединили многие острова Средиземного моря.

На западе арабы переправились через Гибралтарский пролив, захватили Королевство вестготов (Пиренейский полуостров), перешли через Пиренеи во владения франков и только там потерпели поражение в битве при Пуатье.

Арабы несколько раз осаждали сам Константинополь, но потерпели поражение. Самый крупный флот был разбит благодаря греческому огню, который по легенде был изобретён одним бежавшим от арабов мастером специально для этого. Греческий огонь можно было выстреливать как из баллисты в виде шара, так и из трубки на подобии современного огнемёта. В составе огня был сырая нефть, потому он горел на воде, поджигая корабли и наводя священный ужас, потому что такого моряки ещё не видели. Потому Константинополь и Малую Азию арабам захватить не удалось.

В районе Чёрного моря арабы столкнулись с хазарами и не то, чтобы были ими разбиты, но война затянулась, при этом шла слишком далеко от центра халифата. Потому хазар арабы со временем оставили в покое.

На востоке арабы упёрлись в пустыни и не особо пытались их пересечь, чтобы добраться до Китая.

Таким образом, арабам удалось завоевать так много земель по следующим причинам:

— большинство этих земель уже было объединено двумя огромными государствами, потому арабам не пришлось покорять каждую по отдельности;

— и Сасаниды, и Константинополь были ослаблены недавней войной, когда на них напали арабы;

— арабов вела вперёд их религия, которая поощряла гибель в борьбе за веру;

— арабы терпимо относились ко всем христианам, потому на их сторону переходили недавние подданные Константинопольского императора.

Вопрос к параграфу №2. Каково было отношение арабов к завоёванным народам? Как оно изменялось? Почему?

Вначале мусульмане терпимо относились к христианам и иудеям, считая, что это также последователи Аллаха, просто неправильно понявшие его пророков. С этих людей только собиралась подушная подать.

При этом представителям других религий, то есть язычникам, а в Иране зороастрийцам (ими было большинство населения) сразу предлагался выбор: принятие ислама или смерть. При этом за принявшими веру Мухаммеда пристально следили, наказывая за отклонения от неё. Тем более, что религиозное и светское право тогда не разделялись, причём не только в халифате.

Халифы приближали к себе знать покорённых народов, потому что арабы вначале не знали, как управлять такими обширными землями, ещё и населёнными земледельцами, а не скотоводами. Такие немусульманские вельможи также заняли высокое положение в новом государстве. Со временем правоверная знать стала им завидовать. Потому были приняты законы, чтобы подчеркнуть разницу между последователями Мухаммеда и отвергавшими его учения: немусульманам было запрещено носить белые одежды, ходить в мусульманские бани и др.

Государству требовалось всё больше денег. Логичный шаг при этом — повышение налогов. Но мусульмане их традиционно не платили, потому пришлось повышать лишь подушную подать с христиан и иудеев.

Вопрос к параграфу №3. Какой властью обладали халифы?

Халифы считались преемниками пророка Мухаммеда, потому обладали над подданными всей полнотой власти, как светской, так и духовной.

Вопрос к параграфу №4. Какие изменения произошли в Арабском государстве к Х веку по сравнению со временем первых халифов?

К X веку Арабский халифат фактически распался на множество султанатов и даже в самом Багдаде светская власть фактически была в руках не халифа, а руководителей его армии. Султанаты были относительно крупными и совсем маленькими — во многих городах Палестины и Сирии сидели собственные султаны. Иногда это были арабы, а иногда тюрки, последний народ Великого переселения. Тюрки вначале, прибыв на земли халифата, стали воинами его армии, но с ослаблением центральной власти, стали брать инициативу в свои руки. Однако они восприняли ислам и исламскую культуру.

Халифы сохранили духовный авторитет в исламском мире, и то не во всём. Им не подчинялись шииты, а также правители Кордовского эмирата (с 929 года — халифата) на Пиренейском полуострове — там правили потомки Омейядов, потому они считали себя законными халифами. И даже на признававших авторитет Багдада землях халиф не мог влиять на политику — ему было далеко до власти папы римского в Европе.

Вопрос к параграфу №5. Назовите причины распада Арабского халифата.

Причины:

— противоречия между идейными течениями ислама;

— власть наместников в отдельных концах халифата стала наследственной;

— ослабли экономические связи между регионами халифата;

— к власти стали рваться окрепшие тюрки.

Вопрос к параграфу №6. Какое влияние оказал ислам на культуру Арабского халифата?

Ислам был основой культуры Арабского халифата. Начиная с того, что культура создавалась на арабском языке — языке Корана. Мусульмане уничтожали всё, что противоречило их религии.

Вопрос к параграфу №7. Какие знания больше всего ценили мусульманские учёные? Как вы думаете‚ почему?

Мусульмане ценили изучение Корана, потому что религия была основой их жизни.

Они изучали историю, вернее, поучительную её сторону, надеясь в прошлом найти ответ на вопрос «что такое хорошо, что такое плохо».

Они изучали географию, потому что это позволяло прокладывать торговые пути.

Они интересовались астрономией, благодаря чему, в частности, создали свой календарь.

Они многого достигли в медицине, потому что они, как все люди, болели.

Не чужды им были математика и геометрия, потому что они помогали во многом: от измерения земельных участков до создания осадных машин.

Вопрос к параграфу №8. Что из научных знаний европейцы восприняли у мусульман?

Именно из трудов арабских учёных европейцы узнали многие труды античных философов, утраченные в самой Европы. Большая часть средневековой европейской науки строилась на анализе Платона и Аристотеля, большинство трудов которых перевели с арабского. Главным медицинским авторитетом был Авиценна (Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина). Высшим научным пилотажем в Западной Европе считалось знание арабского.

Задание к параграфу №1. В знаменитой книге сказок «Тысяча и одна ночь» рассказывается о разговоре халифа и учёной девушки. «О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь?» — спросил халиф. Девушка отвечала: «Я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счетом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей... я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое... Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке».

Назовите науки, которые были знакомы арабской девушке. Какие из них считаются науками и сегодня?

Девушка знала многие науки, подавляющее большинство которых и сегодня являются науками или входят в те и иные науки. Она изучала:

— грамматику и лексику (сегодня это части языкознания),

— законоведение и науку о долях наследства (сегодня юриспруденция),

— толкование Корана и богословие (сегодня части теологии),

— музыку (учитывая, что она упомянута отдельно от игры на лютне, видимо это то, что сегодня называется наукой музыковедением),

— счёт и деление (сегодня часть математики),

— землемерие (также наука),

— сказания первых людей (сегодня нечто подобное изучает история),

— философию, логику и риторику (сегодня все они входят в философию),

— геометрию (также наука),

— врачевание (сегодня медицина).

И только поэзия и игра на лютне сегодня — виды искусства, а не науки.

Задание к параграфу №2. Пользуясь текстом параграфа и иллюстрациями, составьте рассказ о жизни в средневековом мусульманском городе, используя слова: халиф, дворец, мечеть, минарет, медресе, базар.

В медресе шли занятия, как и всегда, изо дня в день. Изо дня в день недалеко от дворца местного султана учились его будущие советники. Халиф был далеко, его власть признавалась только формально, на самом деле султан правил самостоятельно у него был свой двор и этому двору требовались учёные чиновники.

Сейчас, тайком засыпая под жужжание мух и монотонное чтение наставника, ученики мечтали вырваться в город.

Восточный город — это один сплошной базар. На всех улицах стояли лавки, навесы которых давали спасительную прохладу. Здесь можно было купить всё, от халвы до рабов. Можно было ничего и не покупать. Многие приходили на базар просто посмотреть и поговорить. Несколько слов с одним знакомым, несколько с другим, так мог пройти весь день. Манили ароматы сладостей и специй. Можно было их даже не покупать, а слегка попробовать. Щепотку в одной лавке, щепотку в другой — так и окажешься сытым, ничего не заплатив.

Гул и суета базара прерывались только пять раз в день, когда с высокого минарета муэдзин призывал к молитве. Тогда все оставляли свои дела и устремлялись в мечеть. А после молитвы снова высыпали на улицы.

Однако ученикам ещё долго было сидеть в тиши медресе, будто для них и не заканчивалась молитва, только молитва знаниям.