§27. Средневековая Индия

Подробное решение параграф § 27 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018

Вопрос на с. 250. Вспомните, как древние индийцы объясняли появление варн.

Считалось, что верховные три варны — это потомки завоевателей — ариев. Завоеватели имели классическое для индоевропейцев деление на тех, кто молиться (брахманы), тех, кто сражается (кшатрии), тех, кто работает (вайшьи). А шудры — это потомки проигравшего местного населения. Они занимают такое низкое положение потому, что их предки по праву сильного, по праву военного поражения были порабощены.

Вопрос под картой на с. 251. Куда были направлены завоевательные походы мусульман? Как изменилась территория Делийского султаната в ХIV — XV веках по сравнению c ХIII веком?

Арабские завоеватели вторглись с северо — северо — запада, с территории современного Афганистана. Созданный благодаря этому Делийский султанат недолго объединял большую часть полуострова — в XIV — XV веках его земли значительно сократились по сравнению с предыдущим столетием и занимали уже лишь северо — восток страны. В бассейне Ганга и в верховья реки Инд.

Вопрос на с. 251. Чем положение индийской знати отличалось от положения западноевропейских феодалов?

Представители индийской знати получали землю лишь в условное держание, хотя со временем она фактически становилась их частной собственностью и на деле передавалась по наследству, хотя формально это каждый раз представлялось как передача следующему исполняющему обязанностей. В Западной Европе феоды по праву передавались по наследству и в остальном были собственностью знати. Но при этом и феод могли отобрать, если его владелец нарушал присягу.

Стр. 255

Вопрос к параграфу №1. Назовите занятия жителей Индии.

Как и в других общества в Средние века, в Индии люди занимались в основном сельским хозяйством, при этом выращивали самые разные культуры, включая специи, которыми снабжали всю Евразию.

В городах люди занимались ремеслом, которое в Индии достигло большого совершенства, индийские изделия, а не только природные богатства ценились далеко за пределами полуострова.

Вопрос к параграфу №2. Что такое варны и касты?

Варны и каты — это группы, на которое делилось индийское общество до середины ХХ века. Каждая из них обладала своими правами и обязанностями (низшие касты были фактически бесправны, особенно знаменитые именно из — за этого неприкасаемые), в варну и касту человек попадал с рождения, по праву рождения и оставался там всю жизнь. Всё общество делилось на четыре варны. Касты соответствовали профессиям, их было несколько тысяч.

Вопрос к параграфу №3. Какую роль в жизни индийцев играла община?

Община регулировала всё самое главное в жизни своих членов. Она распределяла землю, а многое находилось в общинной собственности. Она судила своих членов и управляла ими. Она же платила налоги и подати, а значит распределяла их среди своих членов. При этом подавляющее большинство жителей Индии, за исключением знати и жрецов, были членами общин.

Вопрос к параграфу №4. С какими завоевателями пришлось столкнуться Индии? Как они повлияли на жизнь индийцев?

В Индию вторгались:

— гунны;

— мусульмане;

— Тимур со своим войском;

— Тимурид Бабур, который основал Империю Великих Моголов.

Завоеватели создавали в Индии свои государства, одни из которых существовали меньше, другие — больше. В зависимости от того, сколько государство существовало оно оказывало разное влияние на Индию. Гунны просто растворились в местном населении. А мусульмане привнесли и закрепили новую религию, которая до сих по играет большую роль в жизни Индии.

Вопрос к параграфу №5. Почему власть султанов Дели оказалась слабой?

В отличии от местных правителей, мусульманские стали раздавать знати землю в собственность. Потому вскоре знать смогла восставать против правителей и султанат стал распадаться.

Вопрос к параграфу №6. Какие религии существовали в Индии? Как они повлияли на индийскую культуру?

Основными религиями Индии стали индуизм, а после соответствующего завоевания — и ислам. Зародившийся на этом полуострове буддизм имел мало сторонников.

Религии лежали в основе культуры и создали каждая своё стиль. Индуисты изображали своих богов, мусульмане не могли этого делать, они совершенствовали растительный орнамент и каллиграфию.

Задание к параграфу №1. Озаглавьте пункты и составьте развёрнутый план параграфа (правила составления плана см.: задание 1 к §5),

Развёрнутый план.

I. География и хозяйство Индии

1) география Индии и её связь с историей региона;

2) климат и сельское хозяйство;

3) ремёсла.

II. Варны и касты:

1) общая характеристика;

2) каста неприкасаемых;

3) права каст и переход из одной в другую.

III. Государственный строи и структура общества:

1) власть и войско раджей и махараджей;

2) правила владения и пользования землёй;

3) сельские и городские общины.

IV. Иноземные завоевания:

1) нашествие гуннов;

2) завоевания мусульман и создание Делийского султаната;

3) Делийский султанат и мусульманская знать;

4) борьба ислама с местными верованиями.

V. Остальные религии и культура:

1) буддизм и индуизм;

2) индийская культура.

Задание к параграфу №2. Чем индийские варны и касты отличались от сословий западноевропейского общества?

Касты — это не просто группы с определённым положением в обществе, но и с определённой профессией, или группой профессий. Сословия в Западной Европе хоть и предполагали определённый род занятий (те, кто молится, те, кто воюет и т. д.), но включали много профессий. Гораздо ближе к сословиям получаются варны. Брахманы — это аналог духовенства, кшатрии — на рыцарство. Вайшьи и шудры соответствуют третьему сословию (между этими варнами пропасть, но третье сословие было не однородным, включало всех беднейших крестьян до богатейших банкиров, кредиторов королей). Однако в Западной Европы человек мог переходить из сословие в сословие. Хороший воин в виде исключения мог получить посвящение в рыцари. В духовенство вообще входили только люди из другого сословия, учитывая то, что всё духовенство приносило обет безбрачия. В то время как переход между варнами был не возможен в принципе, как и между кастами.