Подробное решение параграф § 26 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018
Вопрос под картой на с.236. Территории каких народов граничили с Китаем? Куда были направлены завоевательные походы китайских императоров? Как изменилась территория Китая в ХII веке по сравнению с VII веком?
С Китаем граничили в то время кидане, тюрки (восточные), тибетцы и вьетнамцы. Походы императоров были направлены в основном в пустыни против кочевников на северо — запад и север, также ходили китайские войска в Корею. На карте одна стрелка направлена также на запад в верховья Янцзы. В VII веке Китай занимал огромные земли, сравнимые с современной страной. Но к XII веку страна распалась на владения нескольких династий. Авторы карты считают только одну династию истинно китайской и учитывают только её владения. Вот и получилось, что к XII веку территория Китая резко сократилась.
Вопрос под картой на с.242. Какие мысли стремились отразить китайские художники и поэты?
Основной идеей искусства был показ гармоничной природы и человека в природе, их связи.
Стр. 247
Вопрос к параграфу №1. Как было устроено Китайское государство? Какова была власть императора?
В Китае вся власть была сосредоточена в руках императора, вернее, его дворца, потому что сами правители не всегда были склонны заниматься делами. При этом сами китайцы считали, что император правит не только Китаем, но всем миром, потому что он — сын Неба, верховного божества. Из — за этого любое посольство от другого народа воспринималось как выражение покорности.
В Китае существовала своя знать, но правил страной император через чиновников. Чиновникам мог быть любой человек, сдавший соответствующий экзамен (в основном он должен был показать знание иероглифов, которых в китайском языке много). При этом чиновник служил там, куда его слали вышестоящие чиновники и никогда — в родной провинции (чтобы не развивался сепаратизм).
Вопрос к параграфу №2. Какие религии существовали в Китае? В чём заключались основные положения этих вероучений?
Главными религиями Китая были (и есть) буддизм, даосизм и конфуцианство. Все они сохранили следы язычества, но язычества в чистом виде в стране не осталось.
Буддисты верят в бесконечное перерождение души в новые тела в зависимости от того, праведно или нет прожита предыдущая жизнь. Причём каждая новая жизнь воспринимается как новые страдания. Потому цель учения — это прекратить цепь перерождений и впасть в состояние блаженной отрешённости — нирвану.
Даосизм учит, как личность может слиться с великим Дао, которое растворено в природе и составляет саму её суть.
Конфуцианство сосредоточено не на личном, а на общественном благе, на том, чтобы в стране не было смут и беспорядков. Этого можно достичь полным подчинением старшим как по возрасту, так и по рангу.
Вопрос к параграфу №3. Почему учение Конфуция способствовало укреплению государственной власти в Китае? Обоснуйте своё мнение.
Конфуцианство учит уважать старших как по возрасту, так и по званию. Таким образом, любое неповиновение властям по определению становится грехом.
Вопрос к параграфу №4. Расскажите о школе в Китае. Почему там высоко ценилось образование?
Обучение в школе сводилось в основном к заучиванию иероглифов по этапам (помнить их нужно было тысячи, а всего в китайском языке около 80 тысяч иероглифов), а также изучению трудов Конфуция. Но это требовало упорного труда в течении нескольких лет с семи утра до шести вечера — память требовалось тренировать.
Знания были главным социальным лифтом в империи. Чиновниками становились только те, кто сдавал на эту должность экзамен, причём это мог быть и не знатный человек (но именно у знатных были деньги на обучение).
Вопрос к параграфу №5. Чем отличалось положение японского императора от китайского?
Японский император тоже считался сыном небесного существа, вернее богини Солнца, но в отличии от Китая он не обладал реальной властью, она за исключением недолгих реставраций находилась в руках влиятельных родов. Со временем это оказались роды самураев — сёгуны. Такая же система перешла и в Новейшее время и фактически сохранилась даже сегодня, только вместо влиятельных родов правит выборное народом правительство.
Вопрос к параграфу №6. Как сёгуны сумели захватить власть? Как они управляли Японией?
Японией долго управляли фактически не императоры, а роды знати. Со временем у знати появились собственные дружины самураев. Они стали главной военной силой в стране. Прежним властям удалось сталкивать между собой самурайские роды и таким образом поддерживать равновесие. Но когда в результате гражданской войны один влиятельный предводитель самураев победил всех остальных, ему больше никто не смог противостоять, потому он и стал фактически руководителем страны. Он принял и до того существовавшее звание сёгуна (главного военачальника), но теперь сделал его наследственным.
Вопрос к параграфу №7. Каково было влияние Китая на государство и культуру Японии?
Японская культура полностью основана на китайской. Главной религией стал пришедший через Китай буддизм, стиль архитектуры и искусства в Японии основан на китайском, как и система письменности. Японцы используют не просто иероглифы, а иероглифы на основе китайских. До сих пор китайцы и японцы письменный язык друг друга немного понимают, хотя устный — нет.
Задание к параграфу. В чём заключались сходство и различия японских самураев и западно — европейских рыцарей?
Самураи были привилегированным военным сословием, которые пользовались трудом крепостных крестьян, как и рыцари. Оба сословия отличались гордостью и презрением к простолюдинам.
Они были всадниками и носили доспехи, хоть и не такие, как западноевропейские рыцари. Существенно отличались мечи: рыцарские — тяжёлые, самурайские — более тонкие и лёгкие, но одновременно острые, как восточные и твёрдые, способные прорубать доспехи. Кроме того, самураи прекрасно стреляли из лука, даже на скаку. Причём лук был особый — длинный, но при этом стрела закладывалась не посередине, ближе книзу лука, чтобы из него при общей большой длине можно было стрелять сидя на лошади. Рыцари луками не пользовались, оставляя это оружие простолюдинам, тем более они не могли стрелять на полном скаку.
Европейскими странами правили короли или император, которые считались первыми рыцарями, первыми среди равных. Японией также фактически правил один из самураев — сёгун. Но при этом формальным и священным главой государства был император. Впрочем, можно усмотреть некоторое сходство между властью императора и папы римского в Средние века. Впрочем, император с сёгуном не боролся и не было в Японии ничего похожего на хождение в Каноссу.
В Японии фактически существовала феодальная лестница и существовал идеал верности своему господину, то есть фактически принцип «вассал моего вассала — не мой вассал».
Главное, что процент самураев в населении Японии был гораздо выше, чем рыцарей в населении Западной Европы. Потому имения содержали не сами самураи, а их руководители, более крупные феодалы, которым служили самураи.