§24. Образование и наука в Средние века

Подробное решение параграф § 24 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018

Вопрос на с.216. Вспомните, чему и как учили в церковных школах.

В монастырских школах учили так называемой грамматике, то есть для того времени — правильной латыни, а потом — 7 свободным искусствам.

Вопрос на с.218. Вспомните, какие предметы входили в тривиум, а какие — в квадривиум.

В рамках тривиума изучали грамматику (продолжали изучать правильную латынь), логику или диалектику (умение аргументированно рассуждать) и риторику (умение хорошо излагать свои мысли, причём на латыни); в рамках квадривиума — арифметике, геометрии, астрономии и музыке (под музыкой подразумевали не пение или игру на музыкальных экспериментах, а понимание гармонии мира).

Вопрос на с.219. Вспомните, что такое цехи, какую роль они играли в средневековом городе.

Цех — это объединение ремесленников в свободном городе, которые защищали интересы своих членов как внутри города, так и за его стенами. Они же регулировали жизнь своих членов — следили за тем, кто как делает то, что делает, сколько продаёт. Но это была защита интересов мастеров — следить за процессом работы нужно было, чтобы имя цеха было знаком качества, а производить больше положенного было нельзя, чтобы не падали цены (из — за слишком большого предложения).

Вопрос на с.222. Кого ваганты причисляли к своему «союзу»?

Ваганты — это бродячие студенты или образованные люди, которые не нашли себе постоянной службы. В основном были распространены в XII веке до появления университетов — студенты ходили от одного преподавателя к другому. К «союзу» причисляли тех, кто жил бедно (потому что не имел постоянного заработка), но говорил на латыни (именно так ваганта можно было отличить от простого бродяги, которых тогда тоже было не мало).

Вопрос на с.224. Как Вы думаете, почему самой главной среди средневековых наук считалось богословие?

Религия тогда была главной частью мировоззрения, не даром духовенство было первым сословием. Соответственно, и наука о религии богословие была главной.

Кроме того, знания тогда брали из античности — языческих времён. Оправдать использование язычников можно было в то время только связав их с христианским учением, этим и занималось схоластическое богословие.

Вопрос к параграфу №1. Чем было вызвано развитие образования в Западной Европе?

— Короля объединяли государства, преодолевали феодальную раздробленность. Им требовались чиновники — бюрократы, что управлять своими королевства, и юристы, которые могли обосновать их политику с точки зрения права. Вспомним, что перед Столетней войной юристы Франции и Англии противостояли друг другу по вопросу о французском престоле.

— Церковь объединялась под властью папы римского ещё раньше, ей также требовались подобные специалисты (право тогда делилось на светское и церковное, причём второе считалось выше).

— В городах всё больше развивалась торговля, а потом и банки. Для всего этого нужны были образованные люди, которые могли не только посчитать монеты, которые им давали, а рассчитать выгоду, так и выгоду упущенную, рассчитать риски и т. д. Непосредственно учёные из университета подобным не занимались. Но недоучившиеся студенты вполне становились такими специалистами, а такими недоучившимися тогда было большинство студентов — мало кто сдавал на бакалавра, гораздо меньше — на магистра, не говоря уже о высших факультетах.

— Большую роль сыграли крестовые походы. Благодаря ним усилилась торговля, что потребовало образованных людей. Но кроме этого, с Востока пришло больше знаний древних философов. Их получали и раньше через арабов Испании и Сицилии, но эти веяния не распространялись далеко. А в крестовом походе участвовали люди со всей Европы и многие вернулись домой.

Вопрос к параграфу №2. Как возникли университеты? Как они были устроены?

В Средние века центральные власти не могли защитить своих подданных, особенно в условиях феодальной раздробленности, люди объединялись, создавали корпорации, чтобы защитить себя. Естественно, внутри этих корпораций существовали свои правила, по которым изначально хотело жить большинство — большинству требовался инструмент для того, чтобы влиять на некоторых непокорных. Такими были ремесленные цехи, такими стали университеты.

Университет возглавлял ректор, которого университет избирал. Члены университета делились на 4 факультета, а также на так называемые нации — в зависимости от того, кто откуда был родом, а нации, в свою очередь, на провинции. Обычно наций было 4, те, кто прибыл издалека и не мог найти своей нации, присоединялся к нации, выходцы из которой происходили из мест ближайших к родине такого студента. Нации играли большую роль, часто голосовали именно по нациям.

Все стороны жизни университета определял устав. Там как правило записывались как основные моменты, например, порядок избрания главы корпорации — ректора, так и мелочи, вроде правила поведения студентов.

Обычно университеты были объединениями преподавателей, которые набирали студентов. Но иногда объединения создавали студенты, которые нанимали преподавателей. Так, например, было в самом старом университете — Болонском. В таком случае студенты обычно — уже взрослые и чего — то достигшие в жизни люди. В таком случае ректором могли избрать одного из студентов.

Вопрос к параграфу №3. Расскажите о занятиях в средневековых университетах.

В средневековых университетах занятия делились на лекции и диспуты. На лекциях преподаватели читали книги, в основном не доступные студентам. Однако при этом они давали свои комментарии, которое многое давали для понимания учениками материала. Преподаватели были хорошими или плохими в зависимости от того, какие комментарии они давали.

Диспуты — это споры на заданную тему. По — настоящему человек усваивает материал, когда его защищает в споре. Кроме того, учёный того времени должен был, прежде всего, убедить в своей правоте — это диспуты и тренировали. Диспуты бывали двух типов. Более были распространены диспуты на заданную тему. Кроме темы заранее были известны и основные тезисы, которые требовалось опровергнуть противоположной стороне.

Но существовали и диспуты на свободную тему. Тогда только в самом начале спора становилось понятно, на какую он будет тему. Спорить могли две заранее определённые команды (как и в первом случае), а вполне могло быть, что опытный преподаватель становился перед зрителями и слушал тезисы, которые выкрикивали зрители. Последняя форма была самой трудной.

Студенты были разных категорий. И разных факультетов. Младшие курсы просто занимались. Бакалавры (уже сдавшие экзамен на первую научную степень) в первой половине дня слушали лекции, а во второй — сами вели лекции и получали за это плату, хотя и меньше, чем магистры. После окончания философского факультета (где они изучали семь свободных искусств), студенты могли поступить на один из высших факультетов (юриспруденции, медицины или богословия). Обычно студенты, тем более бакалавры старших факультетов обычно уже были магистрами философии и параллельно сами преподавали даже в первой половине дня.

Вопрос к параграфу №4. Кто такие ваганты? Почему церковь осуждала их произведения и образ жизни?

Церковь осуждала любых бродяг, потому что старясь согреться, получить еду и выпивку жизнь заставляла их идти на всё, даже на преступления. А ваганты по сути были бродягами. Но кроме того, в поэзии вагантов высмеивались представители церкви — бедные студенты наверняка завидовали тем, кто за те же, или даже более скудные знания получал тёплые места. А порой там напрямую восхваляются античные боги, то есть, не будем забывать, боги языческие — этого церковь совсем не могла стерпеть.

Вопрос к параграфу №5. Чем наука Средневековья отличалась от современной?

Средневековая наука кроме медицины, формы Земли и других вопросов занималась часто вопросами умозрительными, вроде того, может ли много ангелов одновременно существовать в одной точке.

Потому наука не опиралась на эксперимент, ведь по таким вопросам эксперимент часто невозможен. Правда, часто использовали то, что сегодня называют мысленным экспериментом. Классический его пример — Буриданов осёл. Гораздо более достоверными считались доводы логики, то есть рассуждения. Но при этом древние считались людьми гораздо более умными, а значит выше всего ценились их логические рассуждения, то есть — авторитет.

Вопрос к параграфу №6. Что такое схоластика? Назовите наиболее известных учёных — схоластов.

Схоластика — это в буквальном смысле слова школьная наука. В широком смысле это вся средневековая наука, основанная на трудах Платона или Аристотеля в сочетании с авторитетом Библии.

Задание к параграфу. Роджер Бэкон писал в одном из своих трудов: «Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Однако авторитет недостаточен если у него нет разумного основания... И разум один не может отличать софизма (ложного суждения) от настоящего доказательства, если он не может оправдать свои выводы опытом... Доказательство умозаключает... но оно не удостоверяет и не устраняет сомнений, не успокаивает духа в созерцании истины. если дух не найдёт её при помощи опыта... После же опыта... дух приобретает уверенность и успокаивается в сиянии истины».

Что Бекон считал главным способом достижения истины? Отличались ли взгляды учёного от господствовавшей в то время схоластики?

Бэкон считает, что для поиска истины лучше всего подходит эксперимент. Но этот монах в своё время считался чудаком, наука его времени не ценила эксперимент, опираясь в основном на логические размышления. Это происходило потому, что главной наукой тогда считалось богословие, а эксперимент над божественным поставить не возможно.