Подробное решение параграф § 23 по истории для учащихся 6 класса, авторов М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин 2018
Вопрос на с 206. Вспомните, о каких событиях говорится в «Легенде о короле Артуре и рыцарях Круглого стола», «Песне о Роланде», «Песне о Сиде».
В эпосе о короле Артуре сказано о сильном справедливом правителе, которому служат благородные рыцари. С этими рыцарями он держит себя на равных, даже сидят они за круглым столом, где невозможно определить, кто во главе стола. Вместе они побеждают врагов королевства, а потом отправляются на поиски Грааля — чаши, из которой пил Христос во время Тайной вечери, то есть из которой он сам совершил первое причастие. Но король и большинство его рыцарей становятся жертвой предательства. Рыцарей ждёт славная смерть, а раненного короля увозят на остров Авалон, где он будет спать, пока снова не понадобиться своему народу во время страшных испытаний.
В «Песне о Роланде» говориться об истинном рыцаре графе в войске Карла Великого Роланде, который во время возвращения Карла из похода против мавров Пиренейского полуострова попадает в засаду мусульман. Арьергард Карла действительно был разбит, вёл его действительно граф Роланд, только напали на него не мусульмане, а горные жители — баски. В романе граф не хочет звать на помощь, даже когда превосходящие его отряд по численности войска мавров накатываются вновь и вновь. Он погибает последним, перебив огромное число врагов.
Песнь о Сиде также рассказывает о великом воине, грозе мавров на Пиренейском полуострове. Он громит врагов и никто из них не может противостоять ему в открытом бою.
Таким образом, все приведённые здесь примеры говорят о подвигах, но часто к подвигам в рыцарских романах примешивалась и любовь. Артура предают из — за любви к жене Артура, на любви построен сюжет о Тристане и Изольде и многие другие. Огромное число куртуазных стихов сложено в честь прекрасной дамы.
Вопрос на с 208. Как вы думаете, каким образом занятия горожан были связаны с формированием у них нового мировоззрения?
С этим была связана, прежде всего, торговля. Торговец получает прибыль с оборота, то есть чем больше он продаст за год, тем больше прибыли он получит. При этом уставы гильдий не диктовали, сколько можно продать, в отличие от уставов цехов. Кроме того купцам нужно было договариваться с людьми и ценить их, иначе не пошла бы торговля. Им следовало ценить время, потому что непродуктивно по полдня ждать встречи с клиентом.
Главным, для купцов, а также банкиров мерилом успеха стали деньги, которые для средневековой церкви были только суетой. И купцы стали доказывать, что зарабатывание денег — это добродетель.
Вопрос на с 210. Как Вы думаете, почему Флоренцию называли «Афины Италии»?
Афины в древности были центром философской мысли, Флоренция стала центром любви к Античности и этим самым древним философам, там рождалась новая мудрость.
Вопрос на с 212. Назовите литературные произведения, созданные в эпоху раннего Возрождения.
В учебнике упомянуты «Книга песен» Франческо Петрарки и «Декамерон» Джованни Бокаччо.
Вопрос на с 214. Чем отличались картины и скульптуры эпохи Возрождения от работ средневековых мастеров?
Художники Возрождения стали использовать новые техники. На их картинах видна игра света и тени, перспектива, цветовые полутона.
Скульпторы стали по примеру своих античных коллег показывать тела анатомически правильными и красивыми, с рельефными мускулами, как у атлетов, ещё и в динамических позах.
Стр. 215
Вопрос к параграфу №1. Какое влияние христианская религия оказала на искусство Средневековья?
Христианство определяло всю жизнь средневековых людей, тем более — искусство. Большая часть его памятников в то время создавалась для церкви. Оставшаяся часть (например, куртуазные стихи) были наполнены христианскими символами и ценностями, потому что по — другому тогда люди просто не мыслили.
Вопрос к параграфу №2. Сравните романские и готические соборы. Используйте при этом иллюстрации на с. 203‚ 204.
Готические храмы выше и снаружи обычно красивее: их стены покрывают так называемые гаргульи — каменные скульптуры адских существ, которые не могут проникнуть в храм. Порой рельефы изображают не только демонических существ. Например, фасад Собора Парижской Богоматери украшают статуи французских королей. Романские стены так не украшали.
Однако храмы похожи по планировке: построены на фундаментах в форме латинского креста (часто соборы вообще начинали строиться как романские и от этого периода остаются нижние части стен, а остальное достраивалось уже в стиле готики), в входа обычно имеют по две высокие башни. Над входом часто располагается роза — круглое окно, часто с витражом. В обоих стилях часто использую перспективный портал — дверь окаймляет арка, её — арка побольше, её — ещё больше, так повторяется много раз.
Стены и своды романских храмов толстые и массивные, окна маленькие и узкие, арки полукруглые, как в римской архитектуре. Колонны массивные и круглые в сечении. В готических храмах окна большие, они занимают основную часть стены. Промежутки между окнами и колонны тонкие по сравнению с готическими и напоминают связки тростника. Они венчаются так называемыми стрельчатыми арками по поддерживают свод, который кажется лёгким, хотя на самом деле весит тонны.
Чтобы поддерживать крышу, в готических и только в готических соборах часто строили аркбутаны — арки, которые пристраивали сбоку к стенам. Они распределяли вес крыши так же, как это сделали бы толстые стены, но при этом выглядели по — другому, больше всего напоминаю рёбра какого — то гигантского существа.
Вопрос к параграфу №3. Какие литературные произведения создавались в рыцарских замках? О чём они повествовали?
В замках создавалась куртуазная поэзия и рыцарские романы. Они рассказывали не просто о войнах, но главное о благородстве, галантности, часто — служению прекрасной даме. Очень часто именно ради неё рыцарь совершал свои подвиги. Причём в этих произведениях вымысла было обычно больше, чем реальности. Рыцари побеждали драконов, искали Святой Грааль и т.п.
Вопрос к параграфу №4. Каково было значение праздников в жизни людей Средневековья?
Праздники играли большую роль. Тогда бродячие артисты разыгрывали сцены из Священного писания и люди как бы приобщались к этим событиям, будто они произошли вчера.
Кроме того, это был просто отдых от тяжёлой работы с весёлыми танцами и обильным столом, если только не случалось очередного голода. На праздниках знакомились молодые пары, люди забывали о своих заботах и т.д.
Вопрос к параграфу №5. Кто такие гуманисты? Чем их взгляды отличались от представлений, господствовавших в Средневековье?
В средневековье считалось, что в этом мире человек — в плену своей бренной плоти, это время нужно перетерпеть, прожить жизнь достойно, чтобы обрести настоящее блаженство в райском саду.
Гуманистами называют тех людей, которые ценили земную жизнь и восхищались совершенством человека как венцом Творения, при этом они оставались ревностными христианами.
Вопрос к параграфу №6. Как вы понимаете термин «Возрождение»?
Деятели той эпохи считали что возрождают великую древность — Античность. Отсюда и родилось такое название.
Вопрос к параграфу №7. Почему Данте и Джотто считаются предвестниками Возрождения?
Данте преклонялся перед Античностью, он показал многих её деятелей в своей поэме. Причём характерно, что его проводник — известный древнеримский поэт Вергилий. Причём поэт помещает его в самый первый, почти не страшный круг ада, просто без райского блаженства. При том, что христианская церковь считала его закоренелым грешником как язычника, который умер уже после проповеди Христа, значил, не принял её. Такое уважение к деятелям Античности — важная черта Возрождения.
Джотто превратил живопись в особый тип искусства, который красив и ценен благодаря своей красоте и совершенству, а не благодаря тому, что изображает художник. Сам художник благодаря Джотто обрёл имя. Произведения средневековых творцов анонимны, указывать своё авторство считалось гордыней. В то же время искусство Возрождения начиная с Джотто наоборот возвеличивает авторов.
Задание к параграфу №1. Заполните таблицу «Деятели литературы и искусства раннего Возрождения»
Стр. 216
Задание к параграфу №2. Чем литература и искусство ХI — ХV веков отличались от раннехристианских литературы и искусства?
Отличались, в этом нет сомнений. В Западной Европе появились новые стили, где было гораздо больше достижений Античности, чем раньше. В Италии вообще развивалось Возрождение, которое уже больше похоже на искусство Нового времени, чем на средневековое. Всё это разительно отличается от действительно культурного «провала» первых веков после падения Западной Римской империи.