§ 29. Русская православная церковь в XV веке

Подробное решение параграф § 29 по истории для учащихся 6 класса, авторов С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева 2012



1. Когда Русская Православная Церковь стала автокефальной? Почему в середине XV века она вышла из подчинения Константинополю? Кто стал первым митрополитом автокефальной Русской Православной Церкви?

Автокефальной (то есть независимой от Византии) Русская Православная Церковь стала в 1448 году. В те годы между визнатийской и католической церквями была заключена Флорентийская уния 1439 года, которую Русская Православная церковь не признавала, потому что считала её подчинением православия католичеству. Так же считали очень многие и в самой Византии. Но императоры надеялись благодаря этой унии получить помощь от Западной Европы в борьбе с Османской империей. Под нажимом императоров патриархи тоже признавали эту унию. Русская церковь не могла позволить, чтобы митрополита над нею назначал сторонник Флорентийской унии, потому собрала свой собор, на котором и избрала митрополита.

2. Подумайте, почему именно XIV-XV века стали временем расцвета русской святости. В чём это проявилось?

Во многом потому, что именно тогда стало подниматься Московское государство. Ему нужны были свои святые, своя духовная традиция. И государство находило таких святых. Московская традиция стала основой общерусской, потому те святые почитаются до сих пор.

3. Как на расцвет русской святости повлияли личность преподобного Сергия Радонежского и деятельность митрополита Алексия?

Большую роль в расцвете святости сыграл общежитский устав для русских монастырей, ведь святыми того времени были в основном иноки, часто уходившие в совсем дикие края. Устав распространял Сергия Радонежский по указанию митрополита Алексея.

4. Какие личные качества были присущи русским подвижникам XIV-XV веков?

Им были присущи благочестие, богобоязненность и доброта.

5. Расскажите о взглядах преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского на роль Церкви в жизни русского общества. Сравните их.

Иосиф Волоцкий считал, что у церкви должны быть богатства, чтобы она служила людям, а также поддерживала славу Божию пышным убранство церквей, дорогими книгами и т. д. Кроме того, он считал, что церковь должна принимать активное участие в политике, наставляя правителей на истинный путь.

Нил Сорский наоборот считал, что не иметь никаких богатств не должны иметь не только монахи, но и сама церковь. Он выступал и против участия церкви в политики. По его мнению путь спасения – это уход насколько возможно более полный от мира, отрешение от всей его суеты.