§ 30. Русская православная церковь во второй половине XIII-XV веке

Подробное решение параграф § 30 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016



1. Объясните, как сказались на положении Православной церкви монгольское нашествие и последующая политика ордынцев.

Русская православная церковь оправилась от нашествия быстрее, чем князья. Ордынцами она освобождалась от налогов, потому люди бежали на церковные земли – там хватало работников. Ордынские ханы прислушивались к совета православной церкви, потому та ещё сильнее, чем раньше стала влиять на политику.

Из-за монгольского владычества переместился центр русского православия. В 1299 году митрополит Максим перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. После года жизни в Киеве митрополиту Петру пришлось сделать это повторно в 1309 году. А в 1325 году тому же Петру пришло предложение от Ивана Калиты переселиться в Москву, что митрополит и сделал. Так центр церковной жизни сместился в Москву, что помогло объединению вокруг неё северо-восточных русских земель.

2. После каких событий Русская православная церковь стала автокефальной? Какое значение это имело?

В 1439 году была подписана Флорентийская уния. По ней православная церковь фактически подчинялась папе римскому. Византийский император надеялся такой ценой получить помощь европейцев против Османской империи. Митрополит киевский грек Исидор тоже подписал унию. Но в Москве её не принял никто (в самой Византии очень многие были против объединения на таких условиях). Потому собор низложил Исидора. Но споры об унии в Византии продолжались, патриархом был её сторонник, русская церковь не могла принять митрополита, назначенного таким патриархом. В этих условиях в 1448 году русские иерархи сами выбрали главу своей церкви, которая благодаря этому стала автокефальной (то есть самоуправляющейся).

3. Какую роль в истории Православной церкви и русских земель играли религиозные подвижники? Приведите примеры.

Подвижники служили духовным примером для служителей церкви и одновременно повышали её авторитет среди верующих, позволяли людям верить, что их пастыри ведут их по правильному пути. Примером такого служения может быть Сергий Радонежский. Кроме того, подвижники своими действиями показывали дальнейший путь, по которому должна развиваться церковь. И Сергий Радонежский указал курс на поддержку единства русских земель.

4. Объясните, за счёт чего росли богатства Православной церкви на Руси.

Эти богатства росли за счёт поддержки властей (татарских и московских) и за счёт пожертвований верующих, включая тех же правителей. Жертвовали не только деньги, но и земли вместе с крестьянами. Эти земли уже приносили собственный доход. Некоторые земли церковь покупала. Доходы с обширнейших пожертвованных ей и купленных земель и составили богатство церкви.

5. В чём заключались основные различия во взглядах нестяжателей и иосифлян на положение и деятельность Церкви? Чья позиция одержала верх?

Эти позиции различались во всём. Нестяжатели считали, что церковь должна отказаться от всех богатств и жить только своим трудом. Иосифляне наоборот принимали богатства, потому что они использовались во славу Господа. Нестяжатели говорили об отделении церкви от мира, их идеалом были монастыри в лесной глуши. Иосифляне наоборот выступали за активное вмешательство церкви на политическую жизнь. Победили в итоге иосифляне, потому что их позиция была ближе и церковным властям, и светским.

6*. Составьте исторический портрет (воспользуйтесь памяткой по составлению исторического портрета на с. 52) Сергия Радонежского. Используйте учебник и дополнительные источники информации.

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) жил с 1314 или 1322 года до 1392.

Был трудолюбивым и богобоязненным человеком, а благодаря любви к богу и незлобливым.

Первые изображавшие его иконы написаны более чем через 100 лет после смерти Сергия, их авторы уже не знали как выглядел святой.

Он основал Троице-Сергиеву лавру и показал там всем русским землям пример праведной монашеской жизни. Ратовал за единство русских земель их благополучие. Например, именно он благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Кроме того, пользуясь своим авторитетом в церкви, Сергий Радонежский по просьбе митрополита Алексей распространял общежитский монашеский устав.

В истории он остался как великий православный подвижник и духовный автор победы на Куликовом поле.

7*. Поясните, на чём основывается утверждение, что Православная церковь способствовала объединению русских земель. В каких событиях это проявилось?

Православная церковь сама была единой и этим уже призывала княжества к единству. Кроме того, ордынские ханы доверяли мнению церкви в решении русских дел, а церковь не раз использовала своё влияние при выдаче ярлыка на великое владимирское княжение, обычно высказываясь в пользу Москвы. Так именно благодаря митрополиту Алексею великой княжение осталось за Москвой несмотря на то, что её князь был ещё ребёнком. То есть благодаря церкви у северо-восточных земель появился единый центр, который их и объединил.

Церковь часто напрямую помогала прекратить княжеские усобицы. Так Сергий Радонежский был посредником при заключении «вечного мира» между Олегом Ивановичем Рязанским и Дмитрием Ивановичем Московским (впоследствии Донским).