§ 15. Искусство древней Руси

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 6 класса, авторов Е.В. Пчелов, П.В. Лукин 2016



1. Разъясните, какие постройки на Руси в основном строили из дерева, а какие — из камня.

До принятия христианства русские знали только деревянное строительство. Потому из дерева и после 988 года строили всё, включая церкви. Строительство из камня и узкого кирпича (плинфы) пришло из Византии. Так возводили самые величественные храмы, хоромы наиболее богатых князей, некоторые городские укрепления (хотя и в укреплениях преобладали по-прежнему дерево и земля).

2. Используя иллюстрации к тексту параграфа, опишите внешний вид и внутреннее убранство древнерусских храмов. Предположите, какое впечатление они производили на современников.

Храмы были крестово-купольными, то есть в плане были квадратными, причём крыши и купола образовывали крест. На востоке такой храм заканчивался полукруглым выступом с алтарём (абсидой). Купола был в форме луковиц, как и сейчас, их венчали кресты. Внутреннее убранство блистало росписями и иконами.

Верующего должны были поражать размер здания и свет (ведь обычно он видел более тесные помещения, почти без окон); кроме того, верующих ошеломляла красота росписей.

3. Сравните процесс создания мозаик и фресок. Какие качества требовались от мастера, живописца в первом случае, какие — во втором?

Техники создания фресок и мозаик кардинально различны. Фрески писали с помощью красок. Краски наносили на сырую штукатурку, в которую они впитывались. Когда стена высыхала, картина оказывалась как бы внутри стены. Мозаика создавалась не мазками краски, а цветными кусочками смальты, которые по одному наносили на проклеенную до этого основу стены. От мастера требовались в первую очередь богобоязненность, а также умение подбирать сочетания цветов – умение рисовать людей и их лица, знание перспективы и т. д. требовались в гораздо меньшей степени.

4. Объясните, что собой представляет икона. Кого изображали на иконах? Какое значение придавалось иконам на Руси?

Икона пишется красками на дереве. Изображают на них Христа, его семейство, и святых.

Многие иконы считались и считаются чудотворными, то есть через них Господь помогает больше её хозяину, нежели остальным людям на земле.

5. Расскажите, что такое скань, зернь, эмаль. Сохранились ли до наших дней эти техники ювелирного искусства?

Скань – это ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

Зернь – это припаивание россыпи мелких шариков обычно из того же металла, из которого сделано всё изделие.

Эмаль – это тонкая прозрачная оболочка, похожая на стекло, которая получается при обжиге изделий.

Эмаль к нашему времени сильно изменилась. Скань и зернь относительно недавно были в упадке, но постепенно возрождены силами энтузиастов.

6*. Оцените памятники древнерусской церковной архитектуры как исторические источники. Какую важную информацию они содержат, о чём свидетельствуют? Приведите примеры.

Основную информацию содержат их росписи. Например, порой изображения подписаны. Эти подписи помогают узнать диалектные особенности тех или иных городов. Но важнее то, что изображались не всегда Святое семейство и святые. Например, в Софийском храме в Киеве есть изображение всей семьи Ярослава.

7*. Известно, что большое влияние на культуру Руси оказала византийская традиция. В каких сферах это влияние было особенно значительным? В чём в XI веке проявилось самостоятельное творчество русских мастеров?

Больше это влияние проявилось в строительстве из камня, и особенно – их плинфы (узкого кирпича). Также непосредственно из Византии и заимствовали живопись и книжность. Во всех этих областях стали появляться собственные русские мастера, возникли русские разновидности стилей.