§ 16. Сердце средневекового города

Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 6 класса, авторов Бойцов М.А., Шукуров Р.М. 2016



1. Рыночная площадь.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?

Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.

В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.

2. Ратуша.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?

Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.

В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.

3. Городской собор.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.

4. Романские и готические соборы.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.

Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.

Вопросы в конце параграфа.

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?

Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади - кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком. Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью - грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы. Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.

Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе - 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

Вопросы к дополнительному материалы.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.