Подробное решение параграф § 23 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018
Вопросы к пунктам параграфа
(стр. 164)
Вопрос: Как прозвище московского князя Ивана было связано с его политикой?
Ответ: Иван Данилович Московский (1328— 1340) вошёл в историю России под прозвищем Калита (что значит «кошель, мешок, сумка для денег»). Это прозвище князь, видимо, получил за то, что далеко не весь ордынский выход отвозил в Орду. Значительную часть собранных средств Иван Калита оставлял у себя. Они шли на «прикупи» земель, примыкавших к Московскому княжеству, а также на подкуп ордынских чиновников.
Вопрос: Каким образом Иван Калита добился доверия монгольского хана Узбека?
Ответ: Его политика выколачивания денежных средств с населения русских земель сопровождалась крутыми мерами. Князь безжалостно подавлял стихийные народные движения, направленные против господства Орды над Русью. Калита обеспечил себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, которого использовал для укрепления своей власти.
(стр. 165)
Вопрос: Кто был коллективным собственником Русской земли?
Ответ: Княжеская династия.
Вопрос: Что позволяло Ивану Калите и его потомкам считать остальных землевладельцев своими слугами?
Ответ: Утверждение наследственного права княжеской династии Северо — Восточной Руси было закреплено в 1339 г., когда в Орде одобрили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты. С этого времени власть великих князей московских основывалась на семейно — родовой территориальной собственности. Каждый член великокняжеской семьи имел право на её часть — удел. В своём уделе князь мог передавать слугам земельные пожалования — вотчины. Вотчины считались наследственным владением, но могли быть в любой момент отобраны князем — владельцем удела или великим князем — верховным правителем всей Русской земли.
(стр. 167)
Вопрос: Кто оказал решающую поддержку малолетнему наследнику московского престола Дмитрию во время междоусобицы?
Ответ: Митрополит Алексий.
Вопрос: Что беспокоило Мамая в новом облике Московского княжества?
Ответ: Мамай понимал, что московский князь выходит из повиновения. Это грозило полным прекращением выплаты ордынской дани.
(стр. 169)
Вопрос: Кто оказал духовную поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу перед решающим сражением с Мамаем?
Ответ: По преданию, 17 августа 1380 г. князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкую обитель близ Радонежа, чтобы испросить благословение у святого Сергия (1354—1392) на битву с Мамаем.
Вопрос: Почему разгром Мамая не привёл к освобождению от ордынского владычества?
Ответ: Мамай был не Чингизидом, а всего лишь темником, который «возомнил себя царём» (ханом).
Вопросы и задания к параграфу
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему Дмитрий Донской был убежден в том, что наступает новое время, когда его детям не придется платить дань Орде? Что он сделал для приближения этого времени? 2) Напишите небольшой рассказ на тему «какое главное дело не успел претворить в жизнь князь Дмитрий Донской и завещал его детям».
Ответ: 1) Дмитрий Донской знал, что господство Орды на Руси не вечно, что Орда в скором времени будет разделена, в ней начнутся усобицы и смуты, постепенная раздробленность. Ханы не смогут больше господствовать на Руси. Русский народ и князья объединятся и выступят против общего врага. Для этого Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы и Московского княжества, разбил войско Мамая в Куликовской битве в 1380 г. 2) За годы своего правления (1359 — 1389 гг.) Дмитрий Донской сумел начать процесс собирания земель вокруг Москвы, предпринял попытку освобождения от ордынского ига в ходе Куликовской битвы (1380 г.), где разбил темника Золотой Орды Мамая, но это еще не было полным освобождением, которое он завещал своим детям. Перед смертью он завещал детям своим чтить свою мать (княгиня Евдокия), бояре же должны были править честно и заповедям Бога. Главной его заслугой является то, что княжение он передал своему сыне Василию I без ярлыка от хана, что является показателем роста влияния московского князя.
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.168 и ответьте на вопросы. 1) Отражает ли образ князя Дмитрия Донского основную идею параграфа? 2) Кем прежде всего был князь Дмитрий – воином или политиком? 3) Была ли победа Дмитрия Донского на Куликовом поле лишь военным успехом?
Ответ: 1) Образ князя Дмитрия Донского, ка сильного воина и мудрого правителя, олицетворяет собой борьбу за объединение Руси и попытку освобождения от татаро — монгольского ига, что является основой идеей для данного параграфа. 2) На мой взгляд, князь Дмитрий Донской в первую очередь был мудрым политиком, который руководствовался не только своими интересами, но и интересами всего государства, пытаясь объединить Русь вокруг Москвы и дать отпор Орде. Также об том говорят его поступки, связанные с постепенным отходом от влияния татаро — монгольского хана на внутреннюю политику Руси — он передал своему сыне Василию I власть без ярлыка на Великое княжение от хана. 3) Победа на Куликовом поле носила не только военный успех, но и послужила толчком к полному освобождению Руси от татаро — монгольского ига.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Куликовская битва; 2) Московский поход на Тверь; 3) Захват Москвы ханом Тохтамышем; 4) Битва на реке Воже; 5) Духовное завещание Ивана Калиты.
Ответ: 1) 1380 г.
2) 1375 г.
3) 1382 г.
4) 1378 г.
5) 1339 г.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Что сделало Москву единственным лидером государственного объединения и борьбы за национальную независимость – военно — политическое могущество или духовный авторитет?
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «В возвышении Москвы главную роль сыграли её князья — хитрые и коварные политики, успешные хозяева и умелые воины» (вариант ответа В). Действительно, в процессе возвышения Москвы огромную роль сыграли именно князья (Иван Калита, Дмитрий Донской), которые показали себя не только мудрыми и хитрыми политиками, но и отличными полководцами. Именно благодаря им Москва смогла приобрести огромный авторитет не только среди русских княжеств, но и в Золотой Орде.
Работа с источником (стр. 170 — 171)
Вопрос: Что привело московского князя Дмитрия Ивановича накануне Куликовской битвы к простому игумену, в затерянный в подмосковных лесах монастырь? Как сочетаются миролюбие Сергия Радонежского и его готовность отправить на бой все русское войско вместе с князем Дмитрием?
Ответ: Князь Дмитрий Донской пришел к простому игумену, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Миролюбие Сергия Радонежского — это проявление готовности иди в бой всего русского войска, потому что эта борьба символизировала собой борьбу между верой православной и безбожниками, которые пришли на землю русскую и творят различные бесчинства с ни с чем неповинными людьми. Князь Дмитрий для него выступал, в первую очередь, как посланник Божий, сила и мудрость которого поможет русскому народу освободиться от ордынского ига.
Вопрос: Что было главным в совете, который дал Сергий Радонежский князю Дмитрию накануне Куликовской битвы? Можно ли назвать победу русского войска над ордынцами только военным успехом?
Ответ: Главным советом Сергия Радонежского было: «иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься». Он верил, что Дмитрий Донской обязательно вернется с победой, потому что за ним не только русский народ, но и Бог. Победу русского войска над ордынцами нельзя считать только военным успехом, потому что эта победа послужила толчком к дальнейшему освобождению Руси от ордынского ига.