§37. Греческая культура эпохи классики

Подробное решение параграф § 37 по истории для учащихся 5 класса, авторов Уколова В.И. 2014



Вопросы и задания:

Составьте описание афинского Акрополя.

На Акрополе сооружались храмы, посвященные Афине, богине победы Нике, Эрихтонию – божеству Афин. Работами па Акрополе руководил великий греческий скульптор Фидий.

Главным сооружением на Акрополе был Парфенон – храм Афины-Девы. Дорический мраморный периптер как бы парил над Афинами, утверждая красоту и гармонию.

У входа на Акрополь греки воздвигли небольшой изящный храм Ники-Победы с ионическими колоннами. Обычно победу изображали в виде крылатой богини. Но греки посвятили свой храм Нике бескрылой. Тем самым они демонстрировали, что победа навсегда осталась в демократических Афинах.

На месте, где, согласно мифу, произошёл спор между Афиной и Посейдоном, возведён храм Эрехтейон. Особенность Эрехтейона заключается в том, что на одном из портиков вместо колонн крышу поддерживают статуи девушек – коры.

На площади перед Парфеноном возвышалась бронзовая статуя Афины-Воительницы. Она была видна даже за пределами города. Золотой наконечник копья Афины сверкал па солнце. На него ориентировались корабли, прибывавшие в гавань Пирей.

Внутри Парфенона Фидий поставил статую Афины-Девы. Лицо и руки богини были покрыты пластинами из слоновой кости, а одежда золотыми пластинами, которые были наложены на деревянную основу. Правой рукой богиня опиралась на колонну. С ладони богини взлетала богиня победы Ника. Левой рукой Афина поддерживала копьё и щит с изображением священного змея. Эта статуя была воплощением торжества мудрости и порядка, победы над тёмными силами.

Назовите и опишите самые знаменитые греческие скульптуры.

«Дискобол» («Метатель диска»), скульптор Мирон, посвящен древнегреческим атлетам, в ней выразительно передано каждое движение тела.

«Дорифор» («Копьеносец»), в которой скульптор Поликлет точно рассчитал размеры идеального человеческого тела и соотношение его частей между собой. Он воплотил идеал человека-гражданина в статуе.

Статуи богинь скульптора Праксителя.

Используя изображения колонн, охарактеризуйте особенности основных греческих ордеров.

Дорический храм имел мощные приземистые колонны. По всей высоте колонн шли вертикальные углубления – каннелюры. Колонну завершала капитель, состоявшая из круглой мраморной площадки и квадратной плиты, колонны ионического ордера были стройнее, а капитель была с двумя завитками (волютами). Стройную коринфскую колонну венчала пышная связка резных листьев из мрамора.

Как был устроен греческий театр?

Слово «театр» по-гречески – место для зрелищ. Греки строили театры под открытым небом на склонах холмов. Каменные сиденья рядами спускались сверху вниз к специальной круглой площадке, на которой и давалось представление. Эта площадка называлась орхестра и предназначалась для хора. За ней помещалось строение для переодевания актёров. Оно называлось скенэ (отсюда произошло название «сцена»).

В театре показывали трагедии и комедии. Слово «трагедия» в переводе с древнегреческого песня козла. Это и неудивительно, ведь трагедия родилась из песен, исполнявшихся крестьянами, которые изображали козлоногих спутников Диониса. В трагедиях происходило представление мифов, содержание которых было известно зрителям. Однако они готовы были, не отвлекаясь, смотреть их целый день. Всё дело в том, что участники трагедии давали оценку своим героям, обсуждали законы, поведение людей и вмешательство богов, наставляли зрителей, как правильно жить, что можно назвать хорошим, а что – плохим. Для афинского гражданина театр был своеобразной школой.

Герой трагедии, как правило, проходил свой жизненный путь как герой, учил зрителей бороться и побеждать. Зрители активно сопереживали такому герою. Трагедии являли собой высокие образцы поэзии. Комедии рассказывали о жизни простых людей. В них высмеивались пороки, плохие поступки. Доставалось и властям. Посмеивались даже над самим Периклом. Самыми знаменитыми авторами трагедий были Эсхил, Софокл и Еврипид. А лучшие комедии создавал Аристофан.