§ 34. Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

Подробное решение параграф § 34 по истории для учащихся 5 класса, авторов Михайловский Ф.А. 2015



Чем устройство древнегреческих храмов отличалось от храмов Древнего Египта, а что было похожего?

Рассмотрим Карнакский храм. Вход в храм предваряют массивные пилоны — ворота в форме усечённой пирамиды. Центральный пилон высотой 44 метра и шириной 113 метров ведёт в широкий внутренний двор, обрамлённый колоннадой. Минуя порог храма, посетитель оказывается среди беспорядочного хаоса зданий, обелисков, гигантских изваяний фараонов, барельефов. Огромное количество высоких колонн и есть сходство с деревнегреческими храмами. Прямоугольная форма. Древнеегипетские храмы должны были пропускать максимально больше солнечного света, так как основным богом был Амон Ра, бог солнца. Греческий храм – это прямоугольная постройка, покрытая двухскатной крышей. Вместе с карнизом крыша образует с двух сторон фронтоны (треугольники). Со всех сторон храмы были обнесены колоннами.

Какие элементы древнегреческой архитектуры можно увидеть на современных зданиях?

Можно увидеть колонны и разные виды их украшения. В древнегреческой архитектуре использовалось три вида колонн. Ионические – стройные, есть база, верхняя часть колоны украшена завитками. Дорические - без украшений, просты и массивные, не имеют базы. Коринфские – украшение верхней части в виде листьев.

Какое сооружение на Акрополе вам нравится больше всего и почему?

Парфенон. Это главный храм Акрополя. В Парфеноне было два огромных зала. В одном хранилась казна афинян и их союзников. А вот в другом находилась 12 метровая статуя Афины. Эта статуя была сделана из дерева и покрыта пластинками из золота и слоновой кости. Известно имя автора – Фидий.

В чем состоят художественные достижение древнегреческих скульпторов?

Они умели передавать точные пропорции и формы человеческого тела, умели передавать движение. Например, статуя Мирона «Дискобол». Они стремились создать иллюзию того, что статуя живая.

Каким представляли себе скульпторы идеального гражданина?

Они представляли его как человека, который выступает пред гражданами, говорит речь. Как человека который с оружием защищает свой полис. Как человека, который принимает участие в Олимпийских играх.

Как возник древнегреческий театр?

Театральные представления возникли из празднеств в честь бога Диониса, когда по улицам шествовали ряженые. Они изображали спутников Диониса – козлоногих сатиров, разных нимф и т.д. Надевали ярко раскрашенные маски, наряжались в шкуры козлов, распевали песни, которые назывались трагедиями («песнь козлов»). В этом шумном празднование участие принимали все горожане, празднование стекалось к подножию холма, чтобы было лучше видно зрителям. Эти праздники из года в год повторялись. На склонах холма стали устанавливать скамьи для зрителей.

Откуда произошли слова «трагедия», «сцена», «оркестр»?

От названия песен, которые пели во время праздника в честь Диониса. Они назывались трагедиями, что в переводе означало «песнь козлов».

Слово «сцена» произошло от скене – помещение, где актеры переодевались и меняли маски.

Орхестре – это площадка между зрителями и скене. Отсюда и появилось слово «оркестр».

Из дополнительных источников узнайте о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Праксителя, Мирона, Поликлета. Составьте рассказ об одном из них.

Фидий. Большинство работ Фидия не сохранились, о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и копиям. Тем не менее слава его была колоссальной. Его творениями являются:

Статуя Зевса в Олимпии — одно из семи чудес Древнего Мира. Фидий работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом.

«Афина Промахос» — гигантское изображение богини Афины, замахивающейся копьем, на афинском Акрополе. Воздвигнута ок. 460 до н. э. в память побед над персами. Её высота достигала 60 футов и возвышалась над всеми окрестными зданиями, издалека сияя над городом. Литье из бронзы. Не сохранилась.

«Афина Парфенос». 438 г. до н. э. Была установлена в афинском Парфеноне, внутри святилища и представляла собой богиню в полном вооружении. Наиболее полной копией считается т.н. «Афина Варвакион» (Афины), золото (одежда), слоновая кость (руки, лицо), украшенная мелкими драгоценными камнями.

Фидий — один из лучших представителей классического стиля, и о его значении достаточно сказать, что он считается основоположником европейского искусства.

Золотое сечение получило в алгебре обозначение греческой буквой φ именно в честь Фидия, мастера, воплотившего его в своих работах.

Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом: обоим были заказаны статуи Афины, которые предполагалось водрузить на высокие колонны. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны — на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Народ едва не побил его камнями. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна, а Алкамен был осмеян.

Биографические сведения о Фидии сравнительно скудны. Сын Хармида. Вероятно, место рождения — Афины, время рождения — вскоре после битвы при Марафоне.

Несмотря на это, во взаимоотношениях с согражданами Фидия преследовали неприятности. Его начали обвинять в утайке золота, из которого был сделан плащ Афины Парфенос. Но художник оправдался очень просто: золото было снято с основы и взвешено, недостачи не было обнаружено.

Следующее обвинение повлекло гораздо большие проблемы. Его обвинили в оскорблении божества: на щите Афины в числе прочих изваяний Фидий поместил свой и периклов профиль. Скульптора бросили в тюрьму, где он скончался, либо от яда, либо от лишений и горя. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде.

В честь Фидия назван кратер на Меркурии.

Подумайте, чем различались архитектура и скульптура Греции и Древнего Востока.

Древнегреческая скульптура изображала не только богов, но и простых граждан – атлетов, прекрасных юношей и девушек, мыслителей, государственных деятелей и т.д. Но, как и древневосточная, отражала действия и мифов. Не было гробниц в виде пирамид или высеченных в скалах, огромный статуй мифических животных. Строились величественные храмы и там и там. Использовались колонны. Создавались огромные статуи богов, но только в древнегреческом искусстве значимую роль играл человек, и боги выглядели как люди, а в древневосточной, например, в египетской культуре, боги выглядели как полулюди полу животные.

Совершите воображаемую прогулку по Акрополю и расскажите о его памятниках.

Возле самого входа в величественный Акрополь размещался небольшой храм богини победы Ники, которая у афинян была изображена вопреки обычаю бескрылой, что было сделано для того, чтобы она их не покидала. Пройдя мимо храма Ники, люди могли видеть колоннаду, оформляющую вход на Акрополь – Пропилеи. От Пропилей была видна 9-метровая статуя Афины Воительницы с копьем. Именно от этой статуи открывался вид на главный храм Акрополя - Парфенон. Возле Парфенона можно было увидеть Эрехтейон – храм Афины, Посейдона и легендарного афинского царя Эрехтея. В Парфеноне было два огромных зала. В одном хранилась казна афинян и их союзников. А вот в другом находилась 12 метровая статуя Афины. Эта статуя была сделана из дерева и покрыта пластинками из золота и слоновой кости. Известно имя автора – Фидий.