§6. Культура России второй половины XIX в.

Подробное решение параграф §6 по истории для учащихся 11 класса, авторов Измозик В.С., Рудник С.Н. Базовый и углубленный уровень 2014

Вопрос к I пункту. Какие предметы вы бы изучали, если учились бы в дореволюционной классической гимназии, а какие — в реальной гимназии?

В классической гимназии изучали, прежде всего, классические языки (латынь и древнегреческий), логику и риторику. Но хорошо там преподавалась также и математика. Однако часы по естественной истории были урезаны, а потом и вовсе исчезли из программы. Под естественной историей подразумевалась физика, химия и другие естественные науки.

В реальной гимназии упор делался как раз на естественную историю и другие практические (реальные) знания. Классические языки там не изучались, потому что не требовались в инженерном деле. Но именно поэтому выпускники реальных гимназий не могли поступать в университеты — они не знали латыни, которая тогда продолжала считаться основным языком науки.

Вопрос ко II пункту. Какие архитектурные стили вы знаете?

В Средние века господствовали романский и готический стили, но это в Западной Европе. На русских землях господствовал древнерусский стиль, в результате реформ Петра I на наши земли пришли барокко и классицизм, в первой половине XIX века классицизм существовали в форме ампира.

Вопрос к III пункту. Почему XIX век называют «золотым веком» российской культуры? Назовите выдающихся писателей и поэтов первой половины века.

Это время называют золотым веком из-за выдающийся деятелей искусства, которые жили и творили в то время, особенно в первой половине столетия.

Современный русский литературный язык во многом основан на творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Также огромный вклад в русскую литературу и культуру в целом внесли Михаил Юрьевич Лермонтов и Николай Васильевич Гоголь, ярко, хоть и не надолго вспыхнула звезда Александра Сергеевича Грибоедова.

В живописи на это время приходится творчества Карла Павловича Брюллова, Александра Андреевича Иванова и многих других.

Русское музыкальное творчество на новый уровень поднял Михаил Иванович Глинка.

Вопрос к параграфу №1. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

Во-первых, они были обусловлены изменениями в экономике. Технический прогресс требовал новых научных открытий, потому университеты готовили новых исследователей, среди которых выделились настоящие святила науки, такие как Менделеев, Мечников и другие.

Кроме того, промышленность требовала многочисленных инженеров. Именно они составляли значительную часть нового общественного слоя — интеллигенции, который составляли люди образованные, но не знатные и занимающиеся интеллектуальным трудом. Для подготовки инженеров и других профильных специалистов появились многочисленные лицеи и институты. К институтам готовили реальные гимназии, которые получили программу, отличную от гимназий классических.

Наконец, промышленность требовала многочисленных рабочих, со средним образованием, или хотя бы с начальным (такое позволяло не ломать станки, а работать на них). Потому появилось большое количество учебных заведений, которые давали такое образование. Прежде всего, это земские школы. При этом знания ученики там получали не такие уж и значительные. Во многом не только из-за программы, но и из-за педагогов — профессия учителя в таких школах была непрестижной, оплачивалась очень низко, но требовала колоссального труда, потому хорошие специалисты на неё не шли.

Во-вторых, изменения были связаны с реформами Александра II, а потом с контрреформами Александра III. Потому в 1860-е годы образовательным учреждениям были даны значительные послабления. Так университеты по новому уставу получил широкие права самоуправления. В частности, преподаватели назначались в результате голосования уже преподававших на кафедре преподавателей (после пробной лекции претендентов), без участия вышестоящего начальства.

В эпоху контрреформ многие прежние вольности снова были ограничены. Кроме того, ставились сословные ограничения. Так циркуляр «О кухаркиных детях» запрещал детям бедняков получать образование выше определённой ступени. При всей несправедливости данной меры она имела свой смысл. В России для удачной карьеры одного образования было мало, требовались также связи, а их у выходцев из нижних слоёв общества их, естественно, не было. Потому образованные, но не имеющие возможность применить свои знания люди присоединялись к революционерам. Подпольные антиправительственные организации во многом как раз и составляли образованные выходцы из нижних слоёв. То есть циркуляр стремился ограничить приток людей в число революционеров.

Вопрос к параграфу №2. С чем была связана смена стилей и направлений в искусстве на протяжении XIX в.? Назовите главный творческий метод в искусстве этого времени.

Во-первых, промышленный переворот привлёк внимание общества к низшим его слоям, к их тяжёлой судьбе — просто в городах появилось большое число людей, ранее живших в деревне. Это обусловило переход к реализму. Во-вторых, успехи в исторической науке привели к интересу людей к историческому прошлому своей страны. Потому появилось много картин, изображающих важнейшие события, здания начали строиться по образу и подобию древних образцов и т.п.

Вопрос к параграфу №3. Какие театры и актёры стали гордостью России во второй половине XIX в.?

Больших успехов добился Мариининский театр в Санкт-Петербурге, где творил знаменитый балтемейстер Петипа.

Драматические постановки лучше всего получались у Малого театра в Москве, где блистала Мария Николаевна Ермолова.

Вопрос к параграфу №4. Кто такие художники-передвижники? В чём особенность их творческой манеры и тематики произведений? Подумайте, какую роль в развитии общественного сознания России сыграло творчество передвижников.

Передвижники — это члены Товарищества передвижных художественных выставок. Они считали, что искусство нельзя запирать в галереях и музеях, что нужно нести его в массы. Потому они устраивали выставки в разных городах, составляя их из своих работ. В большинстве своём это были социальные реалисты, которые изображали тяжёлую жизнь простого народа, своим творчеством вскрывали пороки общества. Но в то же общество входили и художники, писавшие просто пейзажи с натуры (включая знаменитого Ивана Ивановича Шишкина), и творцы исторического жанра (Илья Ефимович Репин, Василий Иванович Суриков и другие).

Выставки товарищества позволили познакомить с русским искусством большее число людей, привить более широким слоям населения любовь к прекрасному. Кроме того, социальные реалисты товарищества помогли росту возмущения существующим положением вещей в обществе, косвенно способствовали нарастанию революционной ситуации.

Вопрос к параграфу №5. Охарактеризуйте общественное значение русской литературы второй половины XIX в.

Русская литература не просто показывала реальность, но и вскрывала пороки общества, показывала проблемы, с которыми стоило бы бороться. Более того, она во многом формировала общественное мнение. Но различные литераторы не действовали заодно, у каждого было собственное мнение.

Вопрос к параграфу №6. Какие новые музеи появились в России в этот период?

Русский музей был открыт в Михайловском дворце в 1898 году.

Вопрос к параграфу №7. В чём вы видите различие творчества музыкантов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского?

Могучая кучка обращалась больше к народному творчеству, используя его в качестве мелодии, основы для своих музыкальных произведений. В то время как Чайковский использовал мировые мотивы, сам тоже стал мировой знаменитостью и получил подражателей в других странах.

Вопрос к параграфу №8*. Выскажите своё мнение по вопросам: почему именно во второй половине XIX в. появляется такой феномен, как российская интеллигенция? Что вы понимаете под интеллигентностью?

Интеллигенция — это люди, не только имеющие образование, но и занимающимися соответственными профессиями, а массовыми эти профессии стали именно в результате промышленного переворота, то есть во второй половине XIX века. Интеллигентность — это стиль поведения и жизни, который характеризуется вежливостью и совестливостью.

Вопрос к параграфу №9. В краткой форме (тезисно) изложите материалы данной главы.

В 1860-е — 1890-е годы:

-страшное поражение в Крымской войне показало необходимость реформ экономический и социальных, потому что одни были невозможны без других;

-начались реформы с отмены крепостного права, но в интересах помещиках: по условиям реформы крестьяне многократно оплачивали и свою волю, и полученную землю;

-за крестьянской последовали земская, судебная, городская, образовательная и иные реформы;

-большую роль играла военная реформа, которая предполагала новый принцип комплектование армии, а также её перевооружение;

-во внешней политике негативные последствия Крымской войны удалось ликвидировать в 1870 году благодаря поддержке Пруссии, на основе которой была создана Германская империя;

-несмотря на половинчатость и неоднозначность реформ, в России начала развиваться;

-промышленный переворот привёл к появлению новых социальных групп, таких как капиталисты, пролетариат и интеллигенция;

-но то, как были проведены реформы, также и тормозило развитие: промышленности, например, мешало сохранение крестьянской общины;

-но несмотря на общину и в деревне начиналось социальное расслоение — выделялись кулаки и батраки;

-в 1870-е годы реформы прекращаются, начинается постепенные переход к консерватизму;

-ещё до этого перехода в России появляется революционное движение, которое со временем переходит к тактике терроризма;

-после нескольких неудачных покушение террористам удаётся убить императора Александра II;

-взошедший на престол Александр III жестоко расправляется с революционным движением и переходит к режиму контрреформ;

-контрреформы не отменяют предыдущие законы, но дополняют их, полностью изменяя суть;

-для патриотов России реваншем за Крымскую войну становиться победоносная Русско-турецкая война 1877-1878 годов;

-однако эта война на самом деле показала, что Россия не стала снова великой державой, ведь Санкт-Петербургу пришлось пойти на большие уступки под нажимом европейских держав (включая недавнего союзника — Германию), против которых не решились воевать;

-начиная с 1880-х годов европейские державы начинают формировать военно-политические блоки, что в итоге приведёт к Первой мировой войне.