§ 9. Золотой век русской культуры

Подробное решение параграф § 9 по истории для учащихся 11 класса, авторов Данилов Д.Д., Петрович В.Г., Беличенко Д.Ю., Селинов П.И., Антонов В.М., Кузнецов А.В. Базовый и углубленный уровень 2016



ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Сравните авторские позиции. Как вы думаете, в чём они противоречат друг другу?

Авторские позиции противоречат друг другу:

1 – определяет писателей духовными наставниками людей, большое значение и влияние их

2 – утверждает, что политическое влияние интеллигенции и писателей в том числе, было крайне мало. Они не предлагали ни каких сценариев общественного устройства в будущем, лишь задавали вопросы.

• Какой вопрос может возникать у вас на основе этого противоречия?

Оказывали ли влияние деятели культуры «золотого века» на общественные настроения в России ?

• Сформулируйте свой вариант проблемного вопроса и сравните его с авторским.

Насколько велик реальный вклад деятелей культуры «золотого века» на общественную жизнь России?

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Объясните значение понятия реализм.

Реализм — направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности.

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры — бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма.

Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

Реализм — понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания.

• Какие важнейшие проблемы могли волновать разные слои российского общества во второй половине XIX в. (§ 9–13)?

Разные слои российского общества во второй половине XIX в. могли волновать такие важнейшие проблемы:

- отмена крепостного права: условия, средства

- модернизация в России – развитие промышленности, сельского хозяйства

- отношения власти и общества

- изменение формы правления в России – переход от самодержавия к парламентской монархии.

п.1

• На основе текста сделайте вывод по проблеме урока «Насколько велик реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России?»

Реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России был очень велик. Под влиянием писателей появились и кружки народовольцев, и осуществилось хождение в народ, организовались террористические кружки, сделаны покушения на представителей власти.

п.2

• На основе текста сделайте вывод по проблеме урока «Насколько велик реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России?»

Реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России был очень велик. Деятели науки продвигали и науку, и общественная их деятельность также была серьезным вкладом: революционер-анархист П.А. Кропоткин, князь из династии Рюриковичей, стал блестящим географом и историком. Либерал П.П. Семёнов-Тян-Шанский организовал изучение окраин империи и издание полного географического описания России. Государственник Д.И. Менделеев был близок нарождавшемуся государственному капитализму времён Александра III, стал фактически его идеологом. Россию Д.И. Менделеев рассматривал как гигантскую смесь, которую нельзя взбалтывать.

п. 3

• Определите, как история пореформенной России отразилась в жизни искусства.

История пореформенной России отразилась в жизни искусства в полном объеме. Реформы, меняющие жизнь людей в пореформенной России, отражены во многих произведениях. В литературных произведениях стали появляться новые герои – Базаров из «Отцов и детей» И. С. Тургенева, герои Ф. М. Достоевского, Л.Н. Толстого, в живописи и музыке происходили изменения, сравнимые с реформами («передвижники» и «Могучая кучка» соответственно).

• На основе текста сделайте вывод по проблеме урока «Насколько велик реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России?»

Великие реформы изменили не только русскую литературу, но и живопись, музыку, архитектуру. В 1863 г. произошёл ставший знаковым явлением в искусстве тех лет знаменитый «бунт четырнадцати» выпускников петербургской Академии художеств. 9 ноября 1863 г. 14 лучших учеников Академии отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, после того как Совет академии запретил им писать дипломные работы на свободную тему. Бунтари организовали Санкт-Петербургскую артель свободных художников, на место которой в 1870 г. пришло Товарищество передвижных художественных выставок, просуществовавшее до 1923 г. Только в 1870-х гг. «передвижники» (как стали называть входивших в сообщество художников) провели семь выставок, где демонстрировались многие шедевры русской реалистической живописи.

Порыв передвижников подхватили деятели литературы, композиторы, архитекторы.

Музыка, роль которой раньше сводилась только к эстетическому наслаждению слушателей, тоже не осталась в стороне от общественных перемен. Ещё в 1850-х гг., по инициативе братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, в Петербурге открылось Русское музыкальное общество. На рубеже 1850-1860-х гг. возникло сообщество музыкантов-бунтарей, или «Могучая кучка», куда первоначально входила пятерка русских композиторов - М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков. Профессиональным музыкантом из них был только создатель и идеолог кружка М.А. Балакирев. Из четырёх дилетантов выросли знаменитые композиторы, гордость русской музыки, обогатившие своё творчество народными мелодиями.

В архитектуре ампир и русский византийский стиль николаевских времен сменился сначала эклектикой дикого развития капитализма, а потом неорусским стилем, отражавшим национальные идеи либерального или самобытно-консервативного толка. К архитектурным шедеврам XIX столетия относятся Казанский собор и здание Горного института в Петербурге, Государственный банк в Москве К.М. Быковского, Исторический музей В.О. Шервуда, здание Московской городской думы Д.Н. Чичагова, петербургский храм Спаса на Крови К.А. Тона.

п.4

• На основе текста определите, как образование и просветительство влияло на результативность реформ 1860-1870-х гг.

Во второй половине XIX в. многократно повысилась ценность знания, профессионализма, образования в широком смысле этого слова. Бурное развитие промышленности, железных дорог, банковской сферы потребовало десятки тысяч новых инженеров, техников, грамотных рабочих.

Образование и просветительство влияло на результативность реформ 1860-1870-х гг. напрямую: образованные люди могли проявлять гражданскую позицию, обсуждать проблемы развития экономики и государства, решать эти проблемы, обустраивать города, в которых проживали, участвовать в выборах в городские думы и т.д.

• Сделайте вывод по проблеме урока «Насколько велик реальный вклад деятелей русской пореформенной культуры в общественную жизнь России?»

Традиционная оценка деятелей культуры второй половины XIX в. - литераторов, художников, просветителей - заключается в том, что они силой своего таланта отражали нравственные стороны болезненных процессов, происходивших в общественном сознании, реформировали, распространяли культуру в массах, что служило преодолению раскола образованных сословий и простого народа.

• Выделите в разных областях русской культуры явления, которые стали частью мировой культуры.

Выделите в разных областях русской культуры явления, которые стали частью мировой культуры

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

• Сравните оценки, которые авторы дали процессам модернизации и демократизации российской культуры. В чём они противоречат друг другу?

Оценки, которые авторы дали процессам модернизации и демократизации российской культуры в целом не противоречат друг другу. Троицкий Н. А. говорит о том, что общий уровень грамотности вырос, но еще был недостаточен для эффективного развития страны.

• Сформулируйте свой вариант проблемы, сравните с авторским.

Процесс демократизации и модернизации начался в XIX веке?

• На основе приведённых и дополнительных текстов сделайте вывод об успешности модернизации и демократизации культуры России второй половины XIX в.

Вывод: модернизацию и демократизацию культуры России второй половины XIX в. можно считать успешной, начало ее мощным и всеобъемлющим, хотя некоторые проблемы сохранялись. Например, многие деятели культуры не смогли увидеть признаков нового времени, необходимости встраиваться в новые условия.