§40. Наука и искусство в XVIII-XIX вв.

Подробное решение параграф §40 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. В чем состояла суть естественно-научных принципов исследования общественной жизни?

В общественной жизни сложнее поставить эксперимент с заранее определёнными параметрами. Однако и здесь исследователи стремились и стремятся выявить объективные закономерности, действующие всегда при определённых условиях. Но в случае с общественной жизнью учёному приходится опираться, прежде всего, на эмпирический материал, собранный при непосредственном наблюдении за изучаемым явлением в естественной среде, а не в ходе экспериментов.

2. Как вы можете объяснить ускорение темпов прироста научных знаний в XVIII—XIX вв.? Заполните таблицу.

Ускорение темпом прироста научных знаний происходило по следующим причинам:

- наконец была отработана методология исследований и построения доказательств;

- сработало накопление научных знаний: предыдущие открытия помогали делать следующие;

- в XIX в. новые открытия вели к улучшению производства, увеличению боеспособности армии, потому деньги на дальнейшие исследования стали давать не только богатые энтузиасты, но также правительство и предприниматели;

- когда исследования заинтересовали правительство и предпринимателей, научная работа стала приносить больший доход, потому большее число людей занялось ею;

- наука стала двигателем прогресса, в XIX в. прогресс воспевался, потому продвигать его оказалось престижно.

Результатом стали следующие научные достижения XVIII—XIX вв.

Как вы можете объяснить ускорение темпов прироста научных знаний в XVIII—XIX вв.

3. Сформулируйте эволюцию идей, которые питали литературу и искусство Нового времени. Какие герои становились популярными в литературе и изобразительном искусстве?

В XVII в. часто осмеивался нувориш, который пытается жить как аристократ, но, не будучи благородным, не может этого сделать.

В эпоху Просвещения популярнее стал герой из народа, который уже не пытается жить, как аристократ, а противостоит им и побеждает благодаря своей энергии, упорству и т. д.

В эпоху романтизма воспевался гений, противостоящий обстоятельствам, герой, выступающий один против безликой толпы. Такой герой обычно идеализировался. Часто он действовал в далёком прошлое, которое тоже идеализировалось; не порой действовал и в современной для автора, но зачастую далёкой от реальности действительности.

В эпоху реализма главным героем снова чаще всего становился простой человек. Но он уже не побеждал обстоятельства. Наоборот, автор на его примере показывал, насколько бесчеловечны данные обстоятельства, не дающие герою жить по-человечески, порой лишающие его даже человеческого облика.

4. Расскажите об особенностях художественного творчества эпохи Просвещения, классицизма, романтизма, реализма. Как они были связаны с проблемами общественного развития своего времени?

В эпоху Просвещения лучшие умы были озабочены тем, как лучше устроить общества исходя из соображений разумности. При этом по мысли многих просветителей этот новый лучший порядок должен дать раскрыться талантам простого человека. Именно такие таланты человека из народа, по сути, и показывает литература того времени.

Эпоха романтизма уже совершенно другая. Она началась после Великой французской революции, когда на сцене мировой истории оказались великие идеи и великие деятели. Но все они потерпели поражение. Именно это и отражено в литературе. Гений должен противостоять толпе, великое должно бороться с повседневностью, но обречено на поражение. Также, вспоминая кровь Великой революции и последовавших Наполеоновских войн, многие творцы обращались к идеализации прошлого, не видя ничего светлого в таком настоящем.

К началу эпохи реализма в полной мере проявились последствия промышленной революции, причём не только в Англии. Отчётливо проявилось, сколько страданий беднякам принесла эта революция, сколько самих бедняков после неё появилось. Именно их жизнь и стали показывать творцы, наглядно демонстрируя обществу, то, что нужно изменить в этой самой показанной ими реальности.