§39. Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX в.

Подробное решение параграф §39 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. Что предшествовало оформлению общественно-политических течений?

С углублением промышленной революции социальная структура общества значительно усложнилась: появились новые группы и целые классы, при этом прежние не исчезли сразу, а долго существовали параллельно с новыми. У новых классов были свои интересы, соблюдения которых они требовали, но которые ещё не учитывались обществом. Всё это серьёзно усложнило социальную жизнь. Одновременно усложнилась и жизнь политическая. Буржуазные революции создали в некоторых странах возможность легально бороться за свои интересы на парламентском поле. В других странах эта же борьба шла в сфере публицистики и общественных движений, менее прямо, но также влияя на принятие государственных решений. В таких условиях начали складываться общественно-политические течения.

2. Какие общественно-политические течения сложились в Европе в XIX в.? Заполните таблицу. Сделайте вывод о том, интересы каких социальных слоев выражали эти течения.

Общественно-политическая мысль в XIX в.

 «Общественно-политическая мысль в XIX в.

Исходя из высказывавшихся идей, консерватизм был ближе сохранившей влияние аристократии, особенно крупной, либерализм – предпринимателям и финансистам. Предполагалось, что социализм должен стать идеологией рабочих, но в действительности он совсем не сразу стал популярен в среде пролетариата. Национализм же не имел социальной привязки, потому что не мыслил такими категориями. В случае успеха он получал поддержку во всех слоях общества среди представителей определённого народа.

3. По своему выбору на примере отдельных теоретиков консерватизма, либерализма, социализма и национализма раскройте сущность их идеологии.

Одним из основателей либерализма по праву считается Джереми Бентам. Он критиковал теорию общественного договора Ж. Ж. Руссо как возбуждающую дух восстания, однако защищал требования реформы английского парламента на основе расширения избирательного права. Отстаивал идею свободной торговли и ничем не стеснённой конкуренции, что, по его мнению, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость, равенство. Был сторонником свободы слова, отделения церкви от государства, женского равноправия, права на развод, запрещения рабства, запрещения пыток и телесных наказаний, отмены наказания для гомосексуалистов. Выступал за права животных.

Жан Шарль Леонар де Сисмонди был консерватором в хорошем смысле этого слова, но отнюдь не ретроградом, критикующем всё новое. Он являлся сторонником трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется затратами труда на его производства. Также, Жан Сисмонди был первым экономистом, который открыл экономические циклы. Он яро отстаивал точку зрения, противоположную господствующей экономической теории, утверждая, что государство обязано оказывать воздействие на экономику. Его основным доводом в пользу государственной интервенции было то, что прежде, чем на рынке установится равновесная цена, населению придётся пройти через страдания, поэтому правительство обязано сгладить переходный период.

Среди представителей утопического социализма для примера можно рассмотреть Пьера Жозефа Прудона, который доказывал, что собственность есть кража, потому что она противоречит справедливости, ведь нельзя найти никакого принципа, на котором бы можно было её обосновать. Он считал, что труд должен быть для всех свободен, а свобода эта состоит в том, что все одинаково должны трудиться для общества. По его мнению, причина бедности заключается в несовершенстве экономического строя, который представляет собой целый ряд противоречий. Примирения всех этих противоречий Прудон хотел достичь путём натурального обмена: взаимность требует, чтобы хозяин давал работнику столько же, сколько работник даёт ему; справедливость требует, чтобы ценность всегда обменивалась на равную ценность, чтобы кредит был взаимный и даровой.

В качестве примера деятеля национализма можно рассмотреть известного идеолога Рисорджименто Джузеппе Мадзини. Он повсюду проповедовал свободу личности и национальное освобождение не только Италии, но и всей Европы. Его кредо было: «Я люблю мою страну, потому что я люблю все страны». Он полагал, что все европейские народы должны жить в равенстве и братстве внутри естественных границ, отведенных им Богом. Мадзини не считал, что национальное единство и независимость должны быть дарованы правителями или достигнуты с помощью дипломатических интриг. Он отвергал также французский «вождизм». По концепции Мадзини, цели национализма и либерализма даны Богом, и, следовательно, их достижение является неотъемлемым правом всех народов. Представление Мадзини о новой Европе предусматривало разрушение монархического правления в Австро-Венгрии, России и Османской империи. Он желал объединения в федерации таких стран, как Германия, Италия и земли от Балтийского до Эгейского и Чёрного морей.

4. Расскажите о международных организациях рабочих, созданных К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Согласно идеям Маркса и Энгельса переход к коммунизму должен был произойти во всех странах, соответственно и революция должна была случиться всемирная, потому и организацию они основали всемирную под название Интернационал (Международное товарищество рабочих). Впоследствии, он оказался I из нескольких. Не случайно, что Интернационал был создан не на родине основателей, а в Лондоне в 1864 г.: революция должна начаться с самой промышленно развитой страны. Интернационал пытался стать организационным центром рабочего движения, действовать в разных странах, но в самые лучшие годы насчитывал всего несколько сот сторонников. Просуществовал до 1876 года.