§28-29. Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации. Эпоха Реформации

Подробное решение параграф §28-29 по истории для учащихся 10 класса, авторов Н. В. Загладин, Н. А. Симония 2014



1. Назовите предпосылки перехода к мануфактурному производству.

Предпосылки:

- колониальная торговля помогала торговому капиталу быстро расти;

- благодаря этому появлялись новые финансовые инструменты, облегчавшие ведение бизнеса;

- стремясь к получению большей прибыли и располагая финансовыми инструментами, торговые компании вкладывали средства и в производство;

- цеховая организация средневекового ремесла мешала свободному обращению капитала, что способствовало появлению её альтернативы;

- технические новшества также способствовали появлению мануфактур (печатный станок, доменная печь и т. д.).

2. Какие типы мануфактур вы знаете? В чем состояли их преимущества перед цеховыми объединениями Средневековья?

При рассеянной мануфактуре купцы размещали заказы у большого количества городских и сельских ремесленников, беря на себя закупку сырья и сбыт готовой продукции. Данный тип мануфактуры по способу производства не отличался от цехового, но приносит больше прибыли организовавшему её купцу.

При смешанной мануфактуре сборку изделие делали одновременно в нескольких мастерских. На первом этапе в разных мастерских изготовляли детали, на финальном этапе в отдельной мастерской их собирали в единое изделие. Такой способ производства требовал большой квалификации лишь от ремесленника, которые делал готовое изделия, детали могли изготовить его менее искусные коллеги. Такой способ увеличивал массовость продукции, делал её дешевле. Но вся работа всё равно проходила в мастерских, которые подчинялись цеховым уставам.

При централизованной мануфактуре всё производство велось в одном месте. Оно оказывалось разбито на множество простых операций, с которыми могли справиться даже неквалифицированные рабочие, которым не требовались долгие годы на обучение мастерству. Кроме того, такое производство можно было организовать где угодно при наличии нужного капитала, вне города, вне цеховых ограничений. Именно централизованная мануфактура сделал производство гораздо более массовым, а товары – дешевле, указав путь к индустриализации.

3. Определите последствия распространения мануфактурного производства в Европе.

Последствия:

- постепенно цехи были оттеснены на второй план;

- увеличились объёмы производства;

- вырос ассортимент выпускаемый продукции;

- стремление к получению первоначального капитала стимулировало развитие товарно-денежных отношений;

- в обществе возросла роль банкиров и купцов, появились предприниматели;

- стремление влиятельных людей участвовать в процессе (открывать мануфактуры самим или поставлять им сырьё) часто приводило к дальнейшему притеснению бедняков, например, к огораживанию в Англии;

- выросло число неимущих, которые пополняли ряды наёмных работников

- безработные бедняки стали социально опасны;

- быстро развивались города, росла роль городского сословия в государстве;

- развитие производство и торговли помогло возникновению единых внутренних рынков, которые укрепили централизацию своих стран;

- началось разделение труда среди стран и регионов Европы;

- мануфактуры подготовили спрос на технические новинки в производстве, что способствовало промышленной революции.

4. Перечислите факторы, содействовавшие ослаблению влияния римско-католической церкви в странах Европы.

Факторы:

- многочисленные часто обличаемые грехи католического духовенства;

- откровенно политические игры папского престола, не имевшие ничего общего с верой;

- двое, позже троепапствие, уронившие авторитет римского первосвященника;

- откровенная продажа церковных должностей и индульгенций;

- явное ослабление влияния римских пап на политическую жизнь Европы в связи с возникновением централизованных государств.

5. Какие вероучения эпохи Реформации вы знаете? Что в них было общего, что особенного? Почему светские власти многих стран поддержали Реформацию?

Лютеранство отрицает возможность посредничества между человеком и Господом. Согласно этому учению только покаяние и вера могут спасти душу человека. При этом духовенству отводиться только роль советника в толковании священных текстов, но решать для себя верующий всё равно должен сам. Лютеранство выступило против роскоши церкви, монашеского движения и свело к минимуму число церковных таинств.

Цвинглианство пошло ещё дальше. Оно стремилось очистить веру от всего, что не находит подтверждения в Новом Завете. Потому, в частности, оно отрицало церковные таинства как таковые – они не описаны ни в одной из книг Священного Писания.

Кальвинизм также выступил против монашества, роскоши церкви, лишних таинств и роли духовенства как посредника в разговоре человека с Богом. Однако кальвинизм больше вниманию уделяет предопределению человека. Идущая ещё от Августина Блаженного тема предопределения в христианстве выразилась в полной мере в этом учении. Согласно нему изначально предопределено, кому уготован рай, кому – ад. Человек не знает своего предназначения, но Бог даёт ему подсказки, например, в виде успеха в делах. Кальвинизм одобряет деловую активность, как и любой труд, считая его богоугодным делом. Грехом наоборот считается праздность, как у монахов.

Монархи часто поддерживали протестантизм, чтобы ослабить папу римского или другого монарха, боровшегося с протестантами. Важным стимулом было также изъятие церковных земель и другого имущества, которое переходило к светским властям. Иногда играли роль и другие мотивы. Например, Генриха VIII Английского привлекла идея самому стать главой новой церкви. Кроме всего прочего, он не видел другого способа расторгнуть свой брак, к чему очень стремился.

6. Какое значение имела Контрреформация? Как изменилась политика римско-католической церкви?

Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.

Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.