§ 15. Эпоха Просвещения

Подробное решение параграф § 15 по истории для учащихся 10 класса, авторов О.В. Волобуев, М.В. Пономарев Базовый уровень 2012



1. В чём заключалась революция в естествознании?

Революция в естествознании XVII в. заключается в том, что ученые предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось.

2. Как открытия учёных Нового времени изменили представления людей об окружающем мире?

Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам. Их представления получили название механистической картины мира. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Изменилось представление о вселенной с открытием новых небесных тел, а также законов их движения, был открыт микромир после изобретения телескопа, шло дальнейшее исследование земли (человек проникал в ранее неизвестные уголки, открывал новые земли и даже континенты).

3. Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения?

Под эпохой «Просвещения» мы понимаем не только развитие и распространение научных, философских и общественных знаний, но также стремление просветителей к изменению существующего несправедливого общественного порядка путём борьбы с невежеством, с помощью распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооружённый знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее, поэтому особую роль отводили науке, отношение к которой было у них сродни религиозной вере.

4. Охарактеризуйте взгляды основных представителей Просвещения.

Дж. Локк - разработал теорию о естественных правах человека, на которое не может покушаться государство. Разработал теорию общественного договора, по которой высшей властью в государстве обладает народ.

Ш. Монтескье – отстаивал идею конституционной монархии. Предложил идею разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Считал, что законодательная и судебная ветви должны избираться народом.

А. Смит – предложил идею разделения труда, а также сформулировал идею рыночных отношений.

Д. Дидро – для распространения знаний предложил издать Энциклопедию, которая включала сведения по всем сферам науки, общественной жизни, религии

Вольтер – выступал против церкви, но считал, что религия необходима как опора морали.

5. Вольтер писал: «Если мы видим прекрасную машину, мы делаем заключение о разумном и искусном строителе её. Неужели при виде удивительного мира мы будем противиться предположению о творящем художнике? Течение звёзд, обращение Земли около Солнца – всё устроено по глубочайшим математическим законам... Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и само положительное доказательство бытия Бога. Ничто не поколеблет во мне этого убеждения... Настоящая главная причина, почему вера в Бога необходима, заключается, по моему мнению, в том убеждении, что для общего блага необходим Бог, вознаграждающий и наказующий. Без такого Бога мы оставались бы в бедствиях без надежды, в пороке без угрызения совести. Кто признаёт, что вера в Бога удерживает хоть нескольких людей от преступления, тот признаёт, что вера эта должна быть принята всем человечеством... Церковь всегда хотела распространиться и пользоваться всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви – это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... Религия причиняет только зло... Я считаю, что очень легко искоренить постепенно все суеверия, превратившие нас в скотов. Уже не верят больше в колдунов, не изгоняют бесов... нет ни одного священника, который был бы настолько безумен и глуп, чтобы хвастать, будто он изгоняет их; реликвии святого Франциска стали смешными, а реликвии святого Игнатия, быть может, будут валяться в грязи вместе с самими иезуитами...»

- Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера?

- Можно ли назвать его атеистом?

- Да во взглядах Вольтера есть некое противоречие. С одной стороны он рассуждает о Боге как о творце – творящем художнике, а с другой, отмечает важность Бога как основы для морали и совести человека, т.е. рассматривает его как то, что было придумано человеком для утверждения норм морали.

- Я думаю ,что Вольтера нельзя назвать атеистом в полном смысле этого слова, он остался верующим человеком, но разочаровался в церкви.

6. В письме прусского короля Фридриха II Вольтеру сообщалось: «Я решил, что после смерти отца я должен всецело посвятить себя отечеству. В таком настроении я стал работать, сколько было сил, чтобы издать распоряжения, быстро исполнимые и наиболее способствующие общественному благу. Я начал с увеличения военных сил государства на шестнадцать батальонов пехоты, пять эскадронов гусар и один эскадрон лейб-гвардии. Я положил основание нашей новой академии <...> Я учредил новую коллегию торговли и мануфактур; приглашаю художников и скульпторов и, наконец, еду в Пруссию для принятия присяги без священного мира и ненужных, вздорных церемоний, созданных невежеством и суеверием и освящённых обычаем».

- О каких собственных достижениях писал Фридрих?

- Почему он считал, что общественному благу способствуют укрепление армии, развитие науки и культуры?

– Фридрих писал о том, что он поставил себя на службу интересам своей страны и обществу, для чего он предпринял ряд реформ и нововведений.

- Фридрих считал, что для благоденствия общества необходима армия – для защиты интересов, наука – для развития торговли и мануфактуры, культура - которая обеспечит дальнейшее развитие общества.