Вопросы и задания к главе 4

Подробное решение параграф Вопросы к главе 4 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



1. Рассмотрите процесс эволюции политического строя России в XV—XVII вв. Можно ли говорить, что основные тенденции этого процесса носили универсальный характер?

Политический строй в России в XV – XVII вв. развивался от сословно-представительной монархии к самодержавию и от самодержавия к абсолютизму. В царский титул включается слово «самодержец», снижается значение Земских соборов (последний созыв – 1653 г.), меняется роль и состав Боярской думы и др.

Да, можно сказать, что эти тенденции носили универсальный характер, так как в европейских странах так же шел процесс усиления королевской власти и становления абсолютизма, что выражалось в концентрации законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха, выстраивании унифицированной иерархической системы центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху, в передаче права распоряжаться налоговой системой и финансами монарху, становлении и развитие чиновничье-бюрократического аппарата, который именем монарха осуществляет административные, финансовые, судебные и иные функции и др.

2. Как происходил территориальный рост Российского государства? Каким образом, на ваш взгляд, расширение территории сказывалось на развитии хозяйства и отношениях государства и общества? В чем этнографическое и хозяйственное своеобразие таких территорий, как Среднее и Нижнее Поволжье, Сибирь и Левобережная Украина?

Территориальный рост Российского государства происходил как в следствии военных захватов (Казанское ханство, Астраханское ханство, Левобережная Украина), так и мирными путями освоения земель (Дикое поле, Сибирь).

Расширение территории положительно сказывалось на развитии хозяйства, страна получила новые посевные территории, полезные ископаемые (Сибирь), а также торговые пути.

Среднее и Нижнее Поволжье были населены татарами, тюркоязычными (чуваши и башкиры) и финноязычными народами. Сибирь была населена различными народами, занимавшимися охотой и рыболовством, это были якуты, сибирские татары, эвенки, нанийцы, ненцы и т.д. Левобережная украина была населена казаками, украинцами, белорусами и др.

3. Сумели ли правители Московского государства к XVIII в. реализовать на практике концепцию «Москва — третий Рим»?

Да сумели. Суть этой концепции в том, что Москва должна была стать центром «истинного христианства», объединить всех верующих и стать государством равным Риму и Константинополю. На деле действительно к XVIII в. Россия смогла включить в свой состав значительную часть православного населения и стать центром христианской и политической жизни Восточной Европы.

4. Как менялась роль церкви в жизни российского общества? Какие проблемы возникли в отношениях между государством и церковью? Каковы были последствия церковного раскола в русском православии?

Церковь сыграла важную роль в объединении страны. Ее иерархи выступали за единство земель, стремились примирить князей. После падения Византии родилась идея о том, что Московскому государству суждено стать преемником великих христианских империй.

Однако сближению интересов государства и церкви мешала проблема монастырского землевладения. По мере увеличения пожалования земли дворянам князья стали ощущать недостаток угодий.

В XVII в. важные изменения произошли в положении церкви. Церковь все больше подчинялась государству. Началось все это с патриарха Никона, который предпринял попытку подчинить светскую власть духовной.

Идею вселенской церкви Никон использовал для проведения церковной реформы. Целью реформы было «возвращение» русского православия к канонам византийской церкви путем установления единого порядка в богословии и обрядовой практике. Для патриарха проведение церковной реформы означало еще и гарантию тесного союза церкви и государства. Одобрив реформы, церковный собор 1666 г., проходивший с участием православных патриархов, осудил претензии Никона на власть и отстранил его от патриаршества. Это был шаг, подготовивший подчинение церкви государству.

Нововведения Никона и решения собора вызвали сопротивление ряда священников и мирян, которые считали истинным лишь старое московское богослужение (их стали называть старообрядцами). Они полагали, что именно на Москву Бог возложил особую миссию — спасение всех православных. А если греческие, украинские или сербские богословы возьмутся исправлять на свой лад московские богослужебные книги, Русское государство окажется под властью иноверцев. Подобные представления были осуждены официальными церковными властями, и старообрядцев стали считать раскольниками. Преследовавшиеся старообрядцы бежали на окраины страны. Спасаясь от наступления «антихриста» (поначалу таковым считали Никона, затем — царя Петра), они устраивали массовые самосожжения.

В целом церковный раскол ослабил позиции православной церкви, которая перестала быть единой и еще больше подпадала под влияние государства.

5. Что связывает культуру Древнерусского государства и Московской Руси XIV—XVII вв.? В чем проявилась преемственность и в чем своеобразие культуры Московского государства?

После татаро-монгольского нашествия на земли Древнерусского государства многие достижения и памятники искусства были уничтожены. С падением Киевской Руси не был использован путь включения в христианскую цивилизацию, приобщения к европейским ценностям. Происходит формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: срединное положение между цивилизациями Востока и Запада и непримыкание ни к одной из них, перемещение центра страны на северо-восток. На новой почве произошла задержка в развитии переселенцев из Киевской Руси. Под покровительством церкви вырабатывается национальное самосознание. В результате наложения православных ценностей на языческую культуру формируется определенный тип человека.

Социально-политическая система, формировавшаяся в Великорусском государстве несла на себе черты сильнейшего восточного влияния, особенно с середины XIV века, когда Орда приняла ислам. В то же время нельзя преувеличивать значимость этого восточного компонента в политической и социальной культуре Московской Руси, особенно в сфере мировоззрения. Страна оставалась христианской, и драматические события истории восточно-христианской церкви оказали решающее влияние на формирование той системы ценностей и картины мира, которые были характерны для средневековой России.