Подробное решение параграф Вопросы к главе 2 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
1. Назовите предков современных народов Восточной Европы.
Предками современных народов Восточной Европы было три этнических группы:
- славянская (поляне, древляне, волыняне и дреговичи, белые хорваты, тиверцы и уличи, северяне, радимичи, кривичи; словене ильменские);
- лето-летовская (предки современных латышей и литовцев);
- финно-угорская (ливы, чудь, весь, водь, ижора, карелы, меря (меряне), мещера, мурома, мордва, марийцы, удмурты.
2. В Европе начала XXI в. самыми многочисленными являются народы, говорящие на славянских языках: более 230 млн человек. На втором месте — романская и на третьем — германская группа языков. С какими историческими обстоятельствами в жизни Европы связан подобный порядок цифр?
Такой порядок цифр связан с расселением носителей этих языков в результате Великого переселения народов.
Славяне в результате Великого переселения народов расселились на огромной территории Восточной Европы (устья Немана до устья Дуная с изгибом в сторону Карпатских гор, в верховьях Днестра и Прута).
Группа романских языков включает в себя испанский, итальянский, португальский, молдавский, румынский, латинский (мертвый язык). Романская языковая группа образовалась на базе латинского языка, связана с Западной Римской империей и народами, населявшими её.
Герма́нские языки распространены на территории ряда стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Сев. Америки (США, Канада), юга Африки (ЮАР, Намибия), Азии (Индия), Австралии, Новой Зеландии. Носители этих языков пришли в Западную Европу в результате Великого переселения народов и смешались с местным населением.
3. Какие суждения из цитируемых ниже точек зрения современных историков кажутся вам более научными? Приведите доводы в их обоснование.
Б.А. Рыбаков: «Никакого отношения к созданию государства, к строительству городов, к прокладыванию торговых путей варяги не имели. Ни ускорить, ни существенно задержать исторический процесс на Руси они не могли».
В.Т. Пашуто: «Источники сохранили нам немало свидетельств о выходцах из стран Северной Европы и их деятельности на Руси в качестве враждебных «находников», а затем как наемников — князей, воинов, купцов, дипломатов, сыгравших в общем положительную роль в строительстве славянской знатью огромного и многоязычного Древнерусского государства».
В.Я. Петрухин: «Объединению славянских племен, Новгорода и Киева под эгидой русских (варяжских по происхождению) князей способствовало, очевидно, то обстоятельство, что эти разрозненные и населившие Восточную Европу разными путями племена сохраняли общеславянское самоназвание (напомним об общеславянском самоназвании словен новгородских). Эта же общеславянская основа способствовала распространению у восточных славян единого названия русь».
Я думаю, что более научным является мнение В.Т. Пашуто. Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при одновременном участии варягов. Славяне к началу IX века уже подошли к созданию первых государств, приход варягов лишь ускорил его. Не пригласи славяне варягов, общерусское государство было бы создано, только немного позже.
4. Какие последствия для Руси имело принятие христианства? Сгруппируйте их по трем разрядам: политические (внутренние и внешние), культурные и этнические. Как вы объясните с точки зрения этнических последствий тот факт, что в XI в. из летописных записей исчезает обозначение каких-либо территорий или групп населения по их племенной принадлежности и происходит замена названий на производные от городов (например, галичане и суздальцы).
Политические: внутренние – укрепление княжеской власти (один Бог – один правитель), появление идеи её богоизбранности;
- внешние – позволило Древнерусскому государству встать в общий ряд христианских государств Европы, придерживающихся общепризнанных правил и норм поведения. Способствовало устранению изоляции Руси. Усилило международные связи (в т.ч. династические);
Культурные – распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии, Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи.
Этнические - способствовало консолидации русского общества на принципиально новой социокультурной основе – единой религии, что способствовало ликвидации остатков племенной обособленности, объединению.
Исчезновение из летописных записей обозначений каких-либо территорий или групп населения по их племенной принадлежности и замена названий на производные от городов связано с тем, что исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества.
5. Охарактеризуйте процесс образования государства у германцев, арабов и славян.
Возникновение государства у древних германцев (V-VI вв. н.э.) характеризовалось той особенностью, что захват этими племенами территории бывшей Римской империи ускорил процесс формирования публичной власти на основе разложения первобытнообщинного строя и социальной дифференциация общества. Чтобы обеспечить господство германских племен, внутри которых шло общественное расслоение, на захваченной римской территории, требовалось быстрое преобразование организации первобытной общины в государственные органы. Т.е. захват германскими племенами территорий Западной Римской империи ускорил процесс образования собственных государств..
Образование Русского государства относится к VIII-IX вв. н.э. Оно возникло как феодальное государство в результате разложения первобытнообщинного строя и раскола общества на социальные группы, интересы обороны славянских земель от набегов соседних кочевых племен ускорили формирование древнерусского государства (Киевская Русь).
Возникновение государства у арабов, которое сложилось под влиянием ислама в ходе завоеваний обширных территорий на Среднем Востоке в VII-VIII вв. н.э. (Арабский халифат). Но основными предпосылками политического объединения Аравии и образования Арабского государства были раскол общества на группы и на рост социальных противоречий внутри арабских племен.
Выраставшая из арабских племен феодальная знать стремилась к захвату земель и военной добычи, получению дани с покоренного населения по мере завоеваний арабскими государствами соседних стран. Ислам с его строгим монотеизмом (единобожием) и проповедью единства всех мусульман, независимо от племенной принадлежности, оказался весьма подходящей идеологической формой для объединения арабов.
6. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и представления об окружающем мире у славян-земледельцев и кочевников-скотоводов?
Хозяйственная деятельность и представления об окружающем мире славян имели между собой прямую взаимосвязь. Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Славяне поклонялись и были благодарны тем силам природы, которые обеспечивали их выживание, приносили хороший урожай или способствовали удачной охоте. Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение явлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог - бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра; Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновья Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших (лешие, русалки, водяные).
7. Почему период политической раздробленности на Руси наступил на два столетия позже, чем в Западной Европе?
Период политической раздробленности на Руси наступил на два столетия позже, так как и государство возникли позже. Германские племена стали создавать свои государства в конце 5 века, а славянские в 9 в. Причина такой задержки в большой территории расселения славян и его малой плотности. Удаленность от морей, неблагоприятные для занятия сельским хозяйством природные условия замедляли развитие региона. Быстрее всего развивались территории, размещенные вдоль рек и торговых путей.
8. Представьте себе, что встретились дружинник Александра Ярославича Невского и дружинник Даниила Романовича Галицкого. В каких выражениях каждый из них защищал бы политику своего «господина» в отношениях с Ордой и странами Запада?
Дружинник Александра Ярославовича Невского поддерживал бы своего князя в борьбе против шведов и литовцев и оправдывал его сотрудничество с татарами.
Князь Александр Ярославич, княжил еще со славою прежних князей русских в Новгороде. Пользуясь несчастным состоянием государства, покоренного татарами, враги со всех сторон нападали на области его. Псков и Новгород почти в одно время терпели от шведов, литовцев и ливонских рыцарей. Сначала шведы, по наущению папы, пришли во владения их с намерением обращать жителей в католическую веру и в то же время завладеть Ладогою. Но наша дружина во главе с князем Александр встретил их на Неве 15 июля 1240 года, разбил все их войско. За эту славную победу князь Александр получил название Невского, и в следующем же 1241 году одержал также важную победу над немецкими рыцарями, пришедшими завоевать новгородские земли и уже овладевшими Псковом. Сражение происходило на льду Чудского озера и оно усмирило неприятеля до того, что они отказались от всего завоеванного ими. Так же успешно бился он с литовцами, которые грабили новгородские селения; три раза он побеждал и прогонял их от границ новгородских. В сношениях с татарами он поступал с таким же самоотвержением, как и отец его: необыкновенно храбрый со всеми другими врагами отечества, он сдерживал себя и старался удерживать своих подданных от всякого сопротивления татарам, с которыми нельзя было бороться. Кроме того, для большего спокойствия русских он старался сближаться с ханами и для того, еще будучи князем Новгородским, ездил в Орду. Слава о его победе над войсками трех народов, скромность, соединенная с этою славою, благоразумие во всех поступках доставили ему любовь и уважение даже между татарами. Хан, после смерти Ярослава, утвердил его на столе Киевском и Новгородском, а когда в 1252 году брат его Андрей Ярославич выгнан был из Владимира татарами, то хан и этот великокняжеский стол отдал Александру Невскому. Сделавшись великим князем, Александр продолжал действовать в том же духе: более всего заботился он о сохранении мира с татарами.
Дружинник Даниила Романовича Галицкого отстаивал бы идею своего князя сражаться с ордой для достижения независимости и освобождения от татаро-монгольского ига навсегда.
Мой князь Даниил Романович испытав много несчастий в ранней молодости и проведя всю жизнь в борьбе с различными врагами так окреп духом, так привык не унывать от неудач, что немногие из князей могли сравниться с ним мужеством и твердостью характера. Пылкий южный князь: будучи принужден, как и другие князья, явиться по зову Батыя в Сарай, Даниил не мог избавиться и всех тех унижений, с какими соединялось представление князей к хану: они должны были становиться перед ним на колени, кланяться ему до земли и пить кумыс. Горделивому князю южному, пылкому и нетерпеливому, невозможно было исполнить все это и не возыметь в душе твердого намерения свергнуть унизительное иго. Но как сделать это? Где искать союзников? Между русскими князьями их не было, кроме родного его брата Василька, владевшего Волынью; но что же значили их силы против сил татарских? И вот по необходимости надо было обратиться к соседям с другой стороны: австрийцам, венграм и полякам; но это все государства католические, которые без дозволения папы не пошли бы на зов его в крестовый поход против врагов христианства, а папа, конечно, не согласился бы оказать ему эту помощь иначе как с условием присоединения православной церкви русской к католической. Даниил в пылу ненависти своей к татарам думал уже согласиться и на это и вошел уже в сношения с папою. Обрадованный папа прежде наградил Даниила и за одно намерение: назвав его королем, прислал корону и потом разослал по всем католическим государям послание о том, что непременно надобно идти в поход против татар; но как никто не послушался его, то и Даниил одумался, уклонился от всех начатых переговоров с папою и оставил при себе только титул короля Галицкого. Но твердое намерение его свергнуть иго татарское от того не ослабело и, по-видимому, получило новую силу, потому что он решился сделать это одними собственными силами и для того начал строить укрепления в городах своих и где только можно было противиться воле татарских воевод и баскаков. Разумеется, об этот вскоре узнал хан, и новое войско его явилось для усмирения Галицкого короля. Даниил радовался, что это усмирение кончилось только тем, что он должен был разрушить построенные им укрепления. Таким образом, и у него исчезла надежда на освобождение от татар, и, глубоко огорченный этим, он, может быть, впал бы в совершенное уныние, если бы силы и мужество его не понадобились в другой стороне отечества его. С тех пор как все княжества были почти совсем уничтожены татарами, соседняя с Галичем Литва, под управлением смелого и жестокого князя своего Миндовга, начала усиливаться и захватывать себе земли русских областей.