§ 33. Образование, наука и культура

Подробное решение параграф § 33 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013



ВОПРОСЫ

1. Какова была роль государства в развитии русской культуры XVIII в.?

Роль государства в развитии русской культуры XVIII в. очень высокая, государство активно вторгалось в духовную сферу жизни общества

2. Почему Петр I уделял столь большое внимание образованию, просвещению и науке?

Потому что Петр I понимал, какое огромное значение для развития государства имеет развитая система образования, задачей которого было удовлетворение государственной потребности в управленческих кадрах, а также дальнейшее развитие армии и флота. Совершенствование образования проходило в двух направлениях: организация школ и развитие наук в России и отправка юношей из дворянских семей за границу для получения образования.

3. Какое значение имело создание Академии наук и открытие Московского университета?

Открытие Академии наук и Московского университета позволило создать свой штат ученых и исследователей. В свою очередь отечественные ученые и исследователи расширяли знания в области географии, истории, геологии, химии и т.д., совершали открытие новых земель.

4. Можно ли сказать, что в XVIII в. образование и научные знания прочно вошли в жизнь всего народа? Обоснуйте свой ответ.

Да, можно. Об этом свидетельствует рост количества образованных людей, а также открытие новых (в том числе высших) учебных учреждений. Во второй половине столетия возросло количество учебных заведений. В губернских городах были учреждены всесословные главные училища с четырьмя классами, а в уездных центрах — малые училища с двумя классами. В Москве и Петербурге появились воспитательные дома для сирот. Было положено начало женскому образованию — в столице открылись двери Смольного института благородных девиц. Всего в конце XVIII в. насчитывалось 550 учебных заведений с 62 тыс. учащихся.

Научные исследования в XVIII в. приобрели систематический характер. Это стало возможным благодаря появлению научных и учебных центров.

ЗАДАНИЯ

1. Мысленно организуйте небольшую выставку под названием «Живопись XVIII в.». Представьте себя в роли гида и расскажите об экспонатах выставки.

Живопись XVIII в. была представлена новыми жанрами: портретом, историческими композициями, баталиями, гравюрами.

Светская живопись развивалась в широком диапазоне жанров от монументальных форм до миниатюр. Но любимой формой был портрет — парадный, камерный, парный.

Назначение парадного портрета — воплощение идеи государственности, возвеличивание и утверждение европейского образа жизни, процесс создания нового облика и характера российского дворянства. Примером может служить одна из лучших работ А.М. Матвеева (1701—1739) — «Автопортрет с женой» (1729). На портрете показан внутренний мир героев, выписан поэтический образ семейного союза, основанного на добродетели и любви. Красота и простота — основные черты портрета.

Мастером камерного портрета был А.П. Антропов (1716 – 1795). Художнику особенно удавались старые лица, в портретах которых он сохранил реалистичные черты пережитых чувств и страстей, придавая образам особую достоверность и реалистичность. Например, портреты Т.А. Трубецкой (1761), М.А. Румянцевой (1764), А.В. Бутурлиной (1763). Однако для изображения одежды автор часто использует стиль барокко. Живописец правдив и нелицеприятен, подмечая на полотнах недостойные черты дворян.

Параллельно с портретом развивалась историческая и батальная живопись.

Первым русским историческим живописцем был А.П. Лосенке (1737—1773). Ему принадлежит картина «Владимир и Рогнеда» (1770), в которой живописец обращается к национальной теме. Исполнена картина в академической манере. Князь Владимир и дочь полоцкого князя Рогнеда изображены достаточно театрально. Но театральная условность уравновешена искренностью чувств героев. Тема полотна — «прошение прощения» Владимиром за свою лихость, жестокость и насилие — одна из центральных идей гуманного Просвещения. Автору удаются изображения древнерусских костюмов, которые он специально изучал.

Авторитет А.П. Лосенко возрос с написанием полотна «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет из «Иллиады» Гомера. Художник создает многофигурную композицию в классическом стиле. Основным выразительным средством картины является игра светотени.

Середина XVIII в. характеризуется расцветом классической живописи. Многие художники были крепостными, поэтому их имена неизвестны. Однако живопись середины XVIII в. представлена не только безымянными авторами, но и именами выдающихся портретистов, продолживших путь мастеров Петровской эпохи. Среди них Иван Аргунов (1727—1802) — крепостной графа Шереметьева. Лучшие портреты кисти И. Аргунова: портрет графа Шереметьева и его супруги (60-е годы), портреты четы Хрипуновых (1757), автопортрет и парный к нему портрет жены (конец 50-х — начало 60-х гг.).

Среди выдающихся портретистов этого времени можно назвать Ф.С. Рокотова (1735—1808). Широкую известность Рокотов получил после написания коронационного портрета императрицы Екатерины II (1763) и портрета ее фаворита Г.Г. Орлова (1763). Эти два портрета входят в ряд немногих парадных портретов мастера. Именно тогда складывается определенный тип рокотовского камерного портрета, выполненного в определенной манере письма и с помощью виртуозных художественных средств.

Одним из величайших художников XVIII в. был Д.Г. Левицкий (1735—1822), написавший во 2-й половине века галерею образов екатерининских вельмож. Левицкий создал новый тип парадного портрета, назначение которого украшать залы дворцовых гостиных и интерьеры государственных учреждений. Любимыми персонажами Д.Г. Левицкого были выдающиеся деятели культуры и меценаты эпохи Просвещения.

По живописному мастерству его портреты не уступают работам лучших западноевропейских художников.

Портрет А.Ф. Кокоринова (1769) полон значимости и достоинства. А.Ф. Кокорин изображен в парадном одеянии, стоившим ему годового жалованья, но его лицо выражает заботу и усталость, напряжение и одновременно усмешку, оно полно жизни. Он предстает перед зрителем как незаурядная личность. С поразительным реализмом мастер передает богатство одежды и предметов быта. Просветительский идеал тяготеет к классике, но портрет по стилю ближе к барокко.

Творчество Левицкого в своей оригинальности и неповторимости является выдающимся событием в европейском искусстве.

Третий выдающийся художник данного периода — Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825). Талант мастера развился на Украине. В 1788 году художник приезжает в Петербург, где много занимается портретной миниатюрой на металле, картоне, дереве («Лизонька и Дашенька», 1794).

Боровиковский был последним живописцем века Просвещения, развивавшем в своем творчестве черты нового направления в искусстве — сентиментализма.

Одним из лучших произведений Боровиковского считается портрет М.И. Лопухиной (1797). Лопухина как бы застигнута врасплох в уголке ландшафтного парка. Образ ее спокоен, мечтателен и полон грусти. Она в просторном домашнем платье, «Прекрасна ты в власах своих, хоть их никак не убираешь». Возникает неземной высоко одухотворенный образ восемнадцатилетней девушки.

Лучшие мужские портреты Боровиковского — парадные, однако и они несут в себе сентиментальный настрой (портрет А.Б. Кура­кина, 1801—1802, владельца крупнейшей коллекции бриллиантов). Портреты военных, генерала Ф.А. Боровского (1799), капитан-командора И.А. Баратынского (1808) хотя и парадные, но лишены патриотической патетики, а образы проникнуты чувственностью и человечностью.

Таким образом, особенностью изобразительного искусства эпохи Просвещения является его связь со сложной и богатой общественной жизнью России, освоение европейских живописных моделей и рождение национальной светской живописи.

2. Согласны ли вы с утверждением, что в XVIII в. русская культура стала частью общеевропейской? Почему?

Да, согласен. Итоги историко-культурного развития XVIII века очень значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Получили развитие все направления все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры XVIII века подготовило блестящий расцвет русской культуры XIX века, ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.