Подробное решение параграф § 26 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
ВОПРОСЫ
1. В чем заключалась революция в естествознании?
Революция в естествознании XVII в. заключается в том, что ученые предложили новый взгляд на проблемы мироздания, место в нём Земли и человека. В XVIII в. было сделано множество важных открытий в различных сферах научного знания. Технический прогресс позволил создать новые, более совершенные инструменты для научных наблюдений, благодаря которым учёные смогли глубже проникать в тайны природы. накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние представления об устройстве мира, основанные на текстах Библии и трудах античных и средневековых авторов. По их мнению, человеческий разум вполне способен познать материальный мир, наличие в котором сверхъестественного отрицалось.
2. Как открытия ученых изменили представления людей об окружающем мире?
Ньютон и ряд учёных XVII столетия считали Вселенную огромным механизмом, работающим по чётко определённым правилам и законам. Их представления получили название механистической картины мира. Мир рассматривался как единственный предмет познания. Изменилось представление о вселенной с открытием новых небесных тел, а также законов их движения, был открыт микромир после изобретения телескопа, шло дальнейшее исследование земли (человек проникал в ранее неизвестные уголки, открывал новые земли и даже континенты).
Кроме того, революция в естествознании, произошедшая в XVII – XVIII вв., накопление физических, химических и биологических знаний поколебали прежние религиозные представления об устройстве мира, основанные на тексте Библии и трудах древних и средневековых авторов. На смену им пришли материалистические представления.
3. Как вы понимаете термин «Просвещение»? Почему мы можем говорить о XVIII в. как об эпохе Просвещения?
Эпоха Просвещения – это период европейской истории между Английской и Великой французской революциями, когда среди образованной части общества господствовала вера в человеческий разум, творческое всесилие человека. Просветители считали возможным добиться изменения несправедливого общественного порядка путем борьбы с невежеством, распространения научных знаний. Они полагали, что человек, вооруженный знаниями, познав истину, станет лучше, свободнее. Поэтому просветители особую роль отводили науке, отношение к которой становилось у них сродни религиозной вере.
Этот период можно называть эпохой по причине того, что идеи просветителей получили достаточно широкое распространение. Их знания вышли за пределы университетов в светские салоны и даже на уровне правителей государств.
4. Охарактеризуйте взгляды основных представителей Просвещения.
Дж. Локк - разработал теорию о естественных правах человека, на которое не может покушаться государство. Разработал теорию общественного договора возникновения государства, по которой высшей властью в государстве обладает народ.
Ш. Монтескье – отстаивал идею конституционной монархии. Предложил идею разделения властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Считал, что законодательная и судебная ветви должны избираться народом.
А. Смит – предложил идею разделения труда, а также сформулировал идею рыночных отношений.
Д. Дидро – для распространения знаний предложил издать Энциклопедию, которая включала сведения по всем сферам науки, общественной жизни, религии
Вольтер – выступал против церкви, но считал, что религия необходима как опора морали.
ЗАДАНИЕ
Вольтер писал: «Если мы видим прекрасную машину, мы делаем заключение о разумном и искусном строителе ее. Неужели при виде удивительного мира мы будем противиться предположению о творящем художнике? Течение звезд, обращение земли около солнца — все устроено по глубочайшим математическим законам... Строгий порядок и целесообразность мира есть вместе с тем и само положительное доказательство бытия Бога. Ничто не поколеблет во мне этого убеждения... Настоящая главная причина, почему вера в Бога необходима, заключается, по моему мнению, в том убеждении, что для общего блага необходим Бог, вознаграждающий и наказующий. Без такого Бога мы оставались бы в бедствиях без надежды, в пороке без угрызения совести. Кто признает, что вера в Бога удерживает хоть нескольких людей от преступления, тот признает, что вера эта должна быть принята всем человечеством... Церковь всегда хотела распространиться и пользоваться всяким возможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви — это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... Религия причиняет только зло... Я считаю, что очень легко искоренить постепенно все суеверия, превратившие нас в скотов. Уже не верят больше в колдунов, не изгоняют бесов... нет ни одного священника, который был бы настолько безумен и глуп, чтобы хвастать, будто он изгоняет их; реликвии святого Франциска стали смешными, а реликвии святого Игнатия, быть может, будут валяться в грязи вместе с самими иезуитами...»
Существуют ли противоречия во взглядах Вольтера? Можно ли назвать его атеистом?
Да, во взглядах Вольтера есть некое противоречие. С одной стороны он рассуждает о Боге как о творце – творящем художнике, а с другой, отмечает важность Бога как основы для морали и совести человека, т.е. рассматривает его как то, что было придумано человеком для утверждения норм морали.
Я думаю ,что Вольтера нельзя назвать атеистом в полном смысле этого слова, он остался верующим человеком, но разочаровался в церкви.