§ 8. Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы

Подробное решение параграф § 8 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012



Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

феод – условное земельное владение, передававшееся, несмотря на свою условность, по наследству, феод давал сеньор своему вассалу взамен на службу, прежде всего, военную;

феодализм – общественный строй, при котором правящее сословие было организовано по принципу вассально-леннных отношений;

вассально-ленные отношения – отношения, при которых сеньор предоставлял вассалам феоды, а вассалы были обязаны службой сеньору, но только ему одному, не вышестоящему сеньору, включая короля (действовало правило «вассал моего вассала – не мой вассал»);

сословия – общественные слои, принадлежность к которым определяла права и обязанности человека и в свою очередь определялась рождением;

иммунитет – частная судебная власть сеньора на определённой территории над зависимым от него людьми;

сеньория (вотчина) – крупное земельное владение, разделённое на феоды, передававшееся по наследству и дававшее своему хозяину право на определённый титул;

сеньориальный строй – общественный строй, при котором господствовали вассально-ленные отношения, а большая часть земель была разделена не сеньории;

ересь – учение, противоречащее установления официальной церкви и данной церковью преследуемое;

теократическое государство – государство, в котором один человек обладает и духовной, и светской властью;

политическая раздробленность – состояние, при котором составные части государства ведут самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, отличается от борьбы за независимость формальным признание лидерства единого центра, но при этом фактически полным неподчинением ему;

сословно-представительная монархия – монархия, которая опирается на органы власти, состоящие из представителей основных живущих в государстве сословий.

1. Начните заполнять сравнительную таблицу «Этапы Средневековья (ранее, зрелое, позднее)» цо следующим позициям: развитие государств, феодальные отношения, миграция населения, роль церкви и культурные достижения.

Начните заполнять сравнительную таблицу «Этапы Средневековья (ранее, зрелое, позднее)» цо следующим позициям: развитие государств, феодальные отношения, миграция населения, роль церкви и культурные достижения

2. Сформулируйте и раскройте характерные черты западноевропейского феодализма.

Характерные черты:

- феод был особой формой собственности, сеньор не мог его отобрать без нарушения вассальной присяги, но при этом оно считалось условным, выданным за выполнение обязательств;

- феодальные отношения связывали юридическими и земельными обязательствами военной службы и иной поддержки сеньора;

- кроме юридических связей, вассалитет предполагал и связи этические, определяемые клятвой верности;

- на своей земле феодал обладал не только экономической и военной властью, но и судебным иммунитетом.

3. Что лежало в основе деления средневекового общества на сословия? Составьте схему средневекового общества. Охарактеризуйте каждое сословие.

Что лежало в основе деления средневекового общества на сословия? Составьте схему средневекового общества. Охарактеризуйте каждое сословие

В основе деления на сословия лежала польза каждого из них для общества. Они назывались описательно: те, кто молиться, те, кто сражается и те, кто работает. Внутри каждого сословия выделялась свои иерархия и собственные подразделения, стоявшие особняком от остальной иерархии.

Сословие феодалов возглавлял император Священной Римской империи. Формально он был выше всех королей, хотя на деле этого и такое положение не соблюдалось. После королей в иерархии следовали герцоги, ниже – титулованные феодалы (бароны, маркизы, графы, виконты и т.д.). В самом низу находилась рыцари. На деле их положение было разным: существовали рыцари относительно богатые, которые могли собрать значительные военные отряды, а были бедные, даже безземельные. Но принадлежность к сословию определялась не только рождением. Феодал не мог занять подобающее место в обществе, если не был посвящён в рыцари, а такое посвящение требовалось заслужить на войне.

Духовное сословие возглавлял папа римский, который претендовал как на духовную, так и на светскую власть над католическим миром. Также он был и светским властителем собственного государства. Подчинялись папе архиепископы и епископы. Они также часто выполняли функции и светских феодалов, особенно в Священной римской империи. Подчинялись епископам настоятели монастырей (аббаты) и приходские священники. Но кроме этой основной иерархией, существовали также духовные монашеские ордена (доминиканцы, фрасцисканцы и т. д.), а также духовно-рыцарсие, у которых была своя иерархия. Они подчинялись лишь непосредственно папе римскому, который порой использовал их как противовес некоторым епископам. Всё духовное сословие приносило обет целибата, потому не могло передать свой статус по наследству. Духовенство пополняли люди из всех слоёв общества. Известен даже случай, когда папой римским стал сын крестьянина.

Сословие тех, кто работает, состояло из разных людей. Там были и зависимые крестьяне, сама жизнь которых находилась в руках феодала, и банкиры, которые обладали казной, превышающей государственную и могли спонсировать целые военные походы своих правителей в обмен на привилегии. В большую часть категорий этого сословия люди попадали с рождения. Но были исключения. Например, горожанином можно было стать, прожив в городе год и один день, потому говорили «Городской воздух делает свободным». При этом статус часто определялся ещё и карьерой. Так же, как и феодал должен был ещё стать рыцарем, так и ремесленник должен был ещё стать мастером, чтобы получить определённое положение в обществе.

Отдельно, как бы между сословиями стояли университеты. Они подчинялись духовенству, большинство преподавателей были и священниками или клириками, с чего получали дополнительный доход. Но при этом права университетов и их организация во многом напоминала городские цехи. При этом выпускники, особенно юристы, укрепляли королевскую власть, поддерживая тех, кто сражается (хотя и не мечом).

4. Какую роль играло христианство в средневековом обществе? В каких сферах жизни эта роль проявилась особенно ярко?

Учение христианской церкви пронизывало все сферы жизни. Достаточно сказать, что даже яблоко разрезали на три части в честь святой троицы. Церковь регламентировала календарь, а значит рабочие и праздничные дни, давала разрешение на брак или его запрещала (если жениться хотели близкие родственники) и т. д. Особенно ярко это проявлялось в повседневности, которую пронизывала христианская обрядность, а также в борьбе против ересей и колдовства, которая полностью находилась в руках церкви и многим людям стоила жизни.

5. Сопоставьте карты на с. 106, 112, определите, как изменилась политическая карта Европы с VI по XI в.

Политическая карта изменилась сильно. Исчезли многие государства, например, Бургундское, Вестготское, Лангобардские королевства, Нортумбрия, Мерсия и т. д. На их месте образовались новые страны. Значительную роль сыграли завоевания VIII века. Имеются в виду нашествие арабов и создание империи Карла Великого. После этого новые государства возникали часто в результате дробления этой империи, мало учитывая политические образования, существовавшие до неё. Политическая карта Иберийского полуострова определялась ходом Реконкисты, а не реалиями VI века. В Британии королевства англо-саксов объединились в единое Английское, в которых к тому же присутствовала значительная примесь пересенцев из Дании и из Нормандии.

6. Выделите характерные черты средневековой цивилизации.

Характерные черты:

- решительный разрыв с античным наследием и потом постепенное возвращение к оному;

- нестабильность больших государственных образований и политическая нестабильность в целом;

- значительная политическая раздробленность, включая раздробленность феодальную, с трудом преодолённую к концу эпохи, и то не по всей Европе;

- сословность общества;

- значительная роль церкви в жизни общества и в политике;

- масштабные Крестовые походы;

- господство натурального хозяйство;

- упадок городов в начале эпохи и постепенный их рост на её протяжении.

1. Что лежит в основе периодизации Средневековья?

Началом Средневековья считается падение Западной Римской империи, окончанием – начало эпохи Великих географических открытий (хронологически близко к которым – окончание Реконкисты, захват Османами Константинополя, изобретения книгопечатание в Европе и начало реформации).

Разделение Средневековья на Раннее, Зрелое и Позднее определяется многими факторами, главный из которых – развитие феодальных отношений.

2. В чём выражались поземельные, юридические, военные и личные обязательства вассалов и сеньоров по отношению друг к другу? Составьте схему этих отношений.

В чём выражались поземельные, юридические, военные и личные обязательства вассалов и сеньоров по отношению друг к другу? Составьте схему этих отношений

3. В чём значение Ферраро-Флорентийского собора? Какие исторические последствия могла бы иметь Флорентийская уния, если бы ее идеи были реализованы?

Прежде всего, эта уния – попытка Византии добиться помощи Западной Европы в борьбе с Османской империей, а только потом уже – стремление объединить церкви. Европейские государи были слишком поглощены борьбой друг с другом, к тому же, из памяти не изгладилась катастрофа под Никополем, которой окончился последний крестовый поход против турок. Потому сомнительно, чтобы Византия получила значительную военную помощь, даже если бы полностью соблюдала условия унии.

Однако реализация уния могла бы повлиять на русские земли (которые при составлении документа мало кто учитывал). На протяжении следующих веков России проводила политику отчасти даже самоизоляции (хотя и не полной) и явного неприятия европейского влияния именно потому, что осталась единственной независимой крупной православной державой. В случае, если бы разделение на православный и католический миры исчезло в XV, история нашей страны могла бы сложиться несколько иначе.

4. По картам (с. 114, 131) изучите Крестовые походы европейцев. Определите их цели и результаты. В чём особенность Четвёртого крестового похода? Что означал с точки зрения международных отношений его результат?

Не у всех крестовых походов были одинаковые цели, что определяло и разный состав их участников.

Можно выделить следующие цели.

- Победа над исламом в противостоянии за Святую землю. Вначале это выражалось в непосредственном захвате Палестины. Потом встречались разные варианты. Например, совершались походы на Египет, потому что именно египетские правители контролировали Иерусалим и их ослабление позволило бы вновь завоевать священный для обеих религий город.

- Получение новых богатств и земель. Вначале к этому стремились не только феодалы, но и огромные массы простого люда. И в результате I похода они действительно смогли поселиться в Паслестине и обрабатывать там участки своей земли. Но позже разбогатеть надеялись уже в основном феодалы, причём больше за счёт военной добычи, нежели за счёт поместий.

- Увеличение авторитета церкви и конкретно папской власти. Походы проводились по призывам церкви, от её лица. Потому папа римский надеялся на рост своего авторитета благодаря ним.

- Прекращение междоусобиц между феодалами. При организации I похода церковь всерьёз надеялась, что можно отучить европейских феодалов сражаться друг с другом и направить их воинственный пыл исключительно против неверных. После I похода таких надежд уже больше не возникало.

- Увеличение авторитета светских правителей. Во II и последующие походы короли отправлялись для увеличения своей славы и авторитета. Так обычно крестоносное движение санкционировалось папой римским, но император Священной Римской империи Фридрих II предпринял крестовый поход именно в рамках борьбы против папы римского.

IV крестовый поход также задумывался против мусульман. Но из-за усилий венецианцев получилось так, что в итоге он обрушился на христиан – вначале вообще католиков в городе Задаре. Основной удар оказался направлен против православной Византии.

В результате похода Византия временной прекратила своё существование. На её месте образовалось 4 греческие так называемые империи, а также Латинская империя, которой формально подчинялся целый ряд государств, таких как Фессалоникское королевство, Афинское герцогство и др.

Также важным результатом стало окончательное размежевание католиков и православных, возникновение настоящей ненависти между ними. До этого раскол 1054 года воспринимали как противоречия высших иерархов, которые рано или поздно закончатся (как закончились расколы восточной и западной церквей 484-519 и 863-867 годов). Но после разгрома, учинённого латинянами в Константинополе, православные прониклись к католикам настоящей ненавистью.

Результаты походов в целом серьёзно отличались от их целей:

- потомки крестоносцев несколько поколений владели захваченными землями, но потом вынуждены были их покинуть;

- христиане потеряли Святую землю;

- ислам значительно радикализировался и проникся ненавистью к христианам;

- мусульманский мир объединился под властью единой Османской империи, от чего стал ещё опаснее;

- под ударами Османской империи пали Византия и оставшиеся латинскими государства Балканского полуострова, эта же участь почти постигла Венгрию;

- авторитет церкви походы не укрепили;

- короли усилили свою власть за счёт централизации государств, а не за счёт борьбы с мусульманами;

- с Востока в Европу пришли многие технологии, включая значительную часть античного наследия;

- античное наследие позволило серьёзно развить схоластику и интеллектуальную жизнь Европы в целом;

- торговля с государствами крестоносцев, а через них и с остальным Востоком привела к росту городов в Европе (как их численности, так и размеров многих из них в отдельности);

- крестоносцы приобрели идеализированный образ, который сыграл большую роль в средневековой культуре и периодически возникал в последующие века.

Таким образом, Крестовые походы не добились поставленных перед ними изначально целей. Однако они привели к другим, часто положительным для Европы результатом и в целом стали важным фактором её развития, а также ярким художественным образом.

5. Каковы особенности международных отношений в Средневековье? Назовите общие черты и различия в международной политике в Древнем мире и Средних веках.

Особенности:

- большая зависимость международной политики от личных склонностей правителей;

- тем не менее наличие узлов международных противоречий, которые не развязывались многие поколения (как противостояние Англии и Франции);

- значительная роль церкви в международных отношениях;

- противостояние христианства и ислама как один из краеугольных камней международных отношений;

- Крестовые походы как важный элемент международной политики;

- феодальная раздробленность как значительный фактор международной политики;

- торговые республики Италии и городские союзы Германии как особый и важный субъект международной политики.