Подробное решение параграф § 7 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
империя – форма государственного устройства со всей полнотой власти правителя (империумом);
принципат – первая стадия существования Римской империи, когда формально сохранялись все республиканские институты, а император стоял первым в списке сенаторов (был принцепсом);
доминат – вторая стадия существования империи, при которой власть императора приобрела божественный характер и многие другие черты восточной деспотии;
христианство – монотеистическая религия, последователи которой верят в пришествие на землю сына Господа в виде богочеловека, его убийство и воскрешение, а также ждут его возвращения в конце времён для последней битвы с Сатаной (олицетворением зла) и установления Божественного царства на земле.
1. Выделите характерные черты эпох принципата и домината в истории Римской империи. Определите их сходство и различия. Результаты работы оформите в таблицу.
2. Охарактеризуйте значение римских завоеваний для покорённых народом. Можно ли дать им однозначную оценку?
Можно однозначно сказать, что римское завоевание стало переломным моментом истории покорённых народов. Положительное оно оказало воздействие или отрицательно, сказать не возможно, потому что мы не можем знать, что было бы с этими народами без данного завоевания. Тем не менее воздействие завоевания условно можно разделить на отрицательное и положительное.
Факторы положительного воздействия:
- прекратились постоянный войны между эллинистическими государствами и варварскими племенами, за исключением периодов гражданских войн, внутри империи царил мир;
- варварские народы приобщились к цивилизации именно благодаря римлянам;
- многие народы долгие века после падения империи пользовались римскими дорогами, амфитеатрами, домами и т.д, не в силах построить что-либо более качественнее;
- эллинистические цивилизации ещё больше сплотились, что привело к продолжению обмена достижениями культуры;
- римское право долгое время оставалось эталоном для наследников империи;
- внутри империи были созданы хорошие условия для торговли, особенно в эпоху принципата.
Факторы отрицательного воздействия:
- само завоевание порой приводило к большим жертвам, как и подавление восстаний;
- традиционные культуры галлов, кельтиберов и некоторых других народов серьёзно пострадали или были уничтожены;
- германцы, которые какое-то время были под римской властью, а потом её свергли, милитаризировались именно в борьбе с римлянами;
- каждый из народов потерял способность к самостоятельной обороне, потому попал под власть новых варваров вместе со всей империей.
Факторы нейтральные, однако ключевые для дальнейшего развития:
- единство империи во многом способствовало распространению христианства по всей её территории;
- Средневековая Европа состояла из королевств, а титул короля пришёл именно из Римской империи, Византия же просто была непокорённой Восточной Римской империей.
3. Какими художественными средствами были реализована идея величия и могущества Римской империи? Можете ли вы привести примеры использования подобных средств в Новейшей истории?
Величие и могущество было показано через грандиозные постройки, вроде храмов (например, Пантеон), дворцов (например, дворец Нерона) и общественных зданий (например цирк Флавиев (Колизей) на месте разрушенного дворца Нерона). Также существовали и специальные постройки, единственной задачей которых было прославление побед: триумфальные арки и колонны (например, колонна Трояна) и т. д.
В наше время также величие часто показывают через архитектуру. И сегодня строят величественные храмы, хотя больший упор делают на стадионы и другие общественные здания (прославляют страну Оперный театр в Сиднее, отель Бурдж-Халифа в Дубаи и др.).
Величие империи подчёркивали и развлечения римлян. На крупных играх выступали не только гладиаторы, но и животные, свезённые со всей империи. В наше время телевидения экзотическими животными сложно удивить, но их заменяют выставки технических достижений, которых в римское время было куда меньше.
Наконец, величие империи вошло в само мировоззрение римлян. Римский мир по умолчанию считался лучшим и самым цивилизованным местом в мире. Сегодня в западном мире происходит то же самое. Обычный американец или француз просто по умолчанию знает, что живёт лучше, чем человек в Сомали или Уругвае.
4. Что способствовало распространению христианства среди широких слоев населения Римской империи? Какие слои населения первыми приняли новую веру и почему?
Высказывались разные теории про то, какие слои первыми восприняли христианство. Логично выглядит версия, что это были рабы, потому что христианство признаёт всех людей равными, независимо от социального статуса и даже говорит, что последние станут первыми. Но послания апостолов, которые обращены к первым христианам, не показывают такой тенденции. Видимо, уже в ранних общинах были люди из самых разных слоёв общества, самых разных профессий.
Теоретически помочь распространению христианства могли следующие факторы.
- Кризис римского язычества. Параллельно с христианством распространялись и многие другие культы, среди них много восточных. Причём они находили последователей всюду, включая Италию. Этого не могло бы быть, если бы традиционные культы римлян продолжали устраивать людей);
- Проповедь иудаизма. Именно в этот период иудаизм активно распространялся по империи, в него переходили многие бывшие язычники. Благодаря этому люди были уже знакомы с монотеизмом и привыкли к мысли, что можно почитать только одного бога. Кроме того, христианство вообще долго воспринимали как секту иудаизма, бывшие язычники не всегда видели разницу между ними. До поры это даже предотвращало гонения.
- Христианство учит, что спасение не зависит от социального слоя или принадлежности к определённому народу, рабам оно обещало те же награды или наказания, что и нобилям.
- Разные части империи были тесно связаны торговыми путями, по которым распространялись и новые идеи, включая христианство.
- В восточной части империи почти все более или менее понимали греческий язык, а в западной – латынь, потому проповедникам не приходилось заново переводить священные тексты и самим учить новый язык, начиная проповедь для очередного народа.
- Особенно сильно способствовала распространению христианства эпоха солдатских императоров, когда государство раздирали войны между легионами, а возведённые этими легионами правители менялись почти каждый год, часто даже не могли подчинить себе всё государство. Ситуация усугубилась ударами варваров, потому что войска занимались «политикой» вместо того, чтобы охранять границы. В те десятилетия всем казалось, что римский мир, а значит мир в целом рушиться, то есть сбываются христианские пророчества об Апокалипсисе.
5. Какие элементы феодальных отношений зарождались в поздней Римской империи?
Элементы:
- торговые связи ослабевали, господствовало натуральное хозяйство, особенно в западной части империи;
- в связи с этим большая часть налогов стала собираться в натуральном, а не в денежном виде, в таком же виде часто выдавали жалование;
- большинство городов пришло в упадок, оттуда начался отток населения;
- крупные землевладельцы стали сдавать свои земли в аренду полузависимым колонам, которые взамен отдавали им часть урожая;
- профессии в большинстве своём стали наследственными (что Диоклетиан закрепил законодательно);
- большое влияние на политику приобрела христианская церковь;
- светская власть активно вмешивалась в церковные споры, в частности, преследовала еретиков.
6. По карте (с. 106) определите, где прошла граница, разделяющая Римскую империю па Западную и Восточную, Какие последствия это имело для развития античного мира?
Граница прошла строго с севера на юг, образовав на карте вертикальную черту чуть восточнее самой восточной оконечности Апеннинского полуострова. Таким образом она пролегла по западной части Балканского полуострова, далее по Средиземному морю и по пустыне, разделяющей Египет и провинцию Африка (западную часть Северной Африки).
Результатом этого раздела стала различная историческая судьба римских владений. Европейская часть Западной Римской империи была заселена варварами и вместе с землями германцев составила Средневековую Западную Европу. Восточная Римская империя, включившая отвоёванную у варваров при Юстиниане провинцию Африка продолжала существовать, хоть и трансформировалась под влиянием христианства. В нашей историографии она получила название Византии. Позже большая её часть была завоёвана арабами и стала частью мусульманского мира.
7. Используя карту, определите одну из причин упадка Западной Римской империи. Какие ещё факторы привели к падению империи? Было ли оно неизбежным?
Факторы:
- граница Восточной Римской империи была лучше защищена от варваров Чёрным морем, Балканскими и Кавказскими горами, что видно на карте, в то время как граница Западной империи протянулась в основном по равнинам, защищённая только рекам, на реках были броды, в особенно холодные зимы они покрывались настолько толстым людом, что конница пересекала их в любом месте;
- Восточная империя была экономически стабильнее, потому что туда вошли земли древних цивилизаций и эллинистических царств и дававшими большие урожаи землями и крупными городами, продолжавшими получать большие прибыли от торговли;
- в последние десятилетия перед падением Западной Римской империи там наблюдался кризис власти, на престоле часто сменяли друг друга императоры, многие из которых были малолетними, другие избавлялись от самых талантливых полководцев (боясь их претензий на престол) и больше обращали внимание на борьбу за власть, чем на борьбу с варварами;
- в этот же период власть восточных императоров была относительно стабильной, каждый из них оставался на престоле долгое время и уделял много внимания внешней политике.
Как можно видеть из этого списка, к падению Западной и выживанию Восточной империи привели как объективные, так и субъективные факторы. Потому скорее всего, подобное развитие событий не было неизбежным – к нему во многом привели конкретные события политической жизни.
1. В чём отличие империи от республики? Обоснуйте неизбежность установления империи в Риме.
Установление империи стало неизбежным, как только у армии появились собственные политические интересы, состоящие в выдвижении на первые роли в государстве угодного ей полководца. Противостоять легионам не мог никто, кроме других легионов, а сражение частей армии, как и большинство войн, рано или поздно заканчивается победой одной из сторон. Потому только наделение значительной части граждан землёй и возвращение армии в состояние ополчение граждан могло сохранить республику.
Империя отличалась от республики единоличностью власти. Правитель стал единым, так же, как един командир в армии, которая возвела своего императора на престол. Соответственно, исчезла открытая политическая борьба и сопровождавшие её беспорядки, доходившие часто до настоящих боёв на улицах столицы. Провинции разделялись на сенатские и имперские, доходы с имперских сенат не контролировал. В число сенатских вошли только провинции, в которых не стояли войска. Теперь формально все легионы возглавлял один человек – император, полководцы на местах считались только его легатами. Главное, именно от имени императора награждали легионеров отличившихся и отслуживших положенный срок. Для этого появилась хорошо отлаженная система. Потому теперь солдаты связывали благополучие с императором, а не со своим непосредственным полководцем. Кроме того, легионами управляли молодые политики. Они занимали эту должность короткий срок (обычно год), после чего продолжали карьеру в столице. Легионеры не успевали привыкать к своим начальникам, а те не были заинтересованы в мятежах против императора, ведь мятеж мог оказаться и неудачным, а перспективы в случае лояльности открывались перед ними радужные.
При всё этом в империи эпохи принципата сохранились все атрибуты республики. Решения государственной важности принимались от имени сената, продолжали избираться консулы, преторы и т.д. (только избирал их уже не народ, а сенат, где первым высказывал своё мнение император). Народное собрание лишилось прав выборов должностных лиц и суда, но по-прежнему считало себя значимым. С этой значимостью соглашались и императоры и именно поэтому устраивали для плебса раздачи хлеба и зрелища.
2. Почему философия стоиков была популярна в Римской империи?
Философия стоиков учила принимать жизненные обстоятельства стойко. Это хорошо отвечало условиям римской империи, где с одной стороны жизнь была в целом устроена, с другой, воля императора неожиданно могла её сломать. Кроме того, эта философия на мировоззренческие проблемы давала ответы, которые позволяли не заботиться об этих проблемах прямо сейчас. Это было актуально после веков философских и религиозных споров о предметах, которые человек всё равно не может проверить.
3. Можно ли считать христианство религией «осевого времени»? Свое мнение обоснуйте.
Христианство – это однажды возникшая система взглядов и ответов на вечные вопросы, которая влияет на нашу жизнь до сих пор. Однако хронологически оно в понятие осевого времени не вписывается. Произошло это, видимо, потому, что христианство Карлом Ясперсом и последующими разработчиками концепции воспринималось как синтез иудаизма и античной культуры, из которых обе являются продуктом данного периода.
4. Чем отличалось античное понимание места человека в обществе и государстве от христианского?
В античности человек воспринимал себя как часть коллектива, прежде всего, гражданской общины. Христианстве делает акцент на индивидуальности. Место человека в церкви важно, но по пути спасения он идёт только сам и только сам отвечает за свои поступки и даже мысли. Между тем в высших слоях общества уже в античности многие воспринимали себя как отдельных личностей. Именно на этом основании они стремились к личному политическом успеху, господству и т.д.
5. Какие римские правовые нормы действуют в современном нраве? В какой мере римское наследие явилось основой европейской цивилизации?
Основой последующих правовых систем стало следующее:
- уважение к закону, который выше индивидуальной воли человека;
- привычка разрешать конфликты в суде с состязательностью сторон;
- состязание в суде не истца и ответчика, а их представителей – квалифицированных юристов;
- разделение права на многочисленные аспекты: имущественного, семейного и т.д.
- чёткое понятие собственности.
Основой последующей правовой системы стали в большей мере императорские кодексы законов, самый известный из которых составил Юстиниан I. Но они выпускались во многом, чтобы перебороть сложившуюся традицию проведения судов. К концу империи стороны состязались, в основном приводя в пример решения известных предшествовавших юристов, мнения которых считались авторитетными. Соответственно, каждая из сторон пыталась доказать или опровергнуть то, что конкретный их случай соответствует делу, разрешённому тем или иным юристом. Противоположная сторона искала контраргументы в решениях других юристов и т. д. На поиски всех этих примеров требовалось время. Потому процессы очень затягивались. Кодексы императоров, включая кодекс Юстиниана, призваны были разрушить эту практику. После их выхода обращаться можно было только к последнему из кодексов. Потому современной судебное система унаследовала многие принципы римского права, перечисленные выше, но само проведения судов, принцип вынесения решения со временем существенно изменился.
Повторение и обобщение
1. Составьте синхронистическую таблицу важнейших событий истории Древнего мира.
2. Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений Древнего мира и обоснуйте свой выбор.
1) Цивилизация. Переход от первобытности к государству, то есть к цивилизации, создал историю как таковую, значительно ускорил развитие человечества (а значит и улучшение его жизни, заложил первые предпосылки ускорения этого развития гораздо позже, в эпоху индустриального и постиндустриального общества.
2) Письменность. Развитие человечества – это накопление знаний. С определённого момента оно стало бы не возможным без письменности. Но кроме того, системы письма в корне изменили характер государственной власти и облик человеческого общества.
3) Деспотия как форма правления. Восточные деспотии были примечательны своей стабильностью. Сочетание обожествления правителя (или чего-то близкого к обожествлению) с пышностью двора (для того, чтобы поддержать образ небожителя) и обширным бюрократическим аппаратом появлялось в истории много раз и не только на востоке. Они заметны и в Римской империи эпохи домината, и в абсолютных монархиях Нового времени и т.д.
4) Республика как форма правления (как демократическая, так и олигархическая). Государства с выборностью власти периодически появлялись в Средневековье, в Новое время стали эталоном для борцов за свободу и сегодня именно они преобладают в мире (одна из таких стран – наша).
5) Наука как подход к изучению мира и фактор, формирующий мировоззрение. Сегодня мы знаем мир именно с научной точки зрения. И хотя научный подход претерпел большие изменения в Новое время (стал больше основываться на эксперименте), но его основы были заложены в античности. Это и формулировка утверждений на основе логических рассуждений, и построение на основе эмпирических наблюдений теорий, которые позволяют задавать новые вопросы, и, главное – исследование ради научного интереса, при котором практическое применение является только второй и не всегда обязательной стадией.
3. Проведите исследование на тему «Античные сюжеты и архитектурные формы в искусстве последующих эпох» (на примере живописи, скульптуры или архитектуры).
Христианство зародилось именно в античности и многое взяло из наследия предыдущих эпох. Потому многие исключительно христианские мотивы на самом деле были разработаны раньше. Пример – пастух, который несёт на плечах овцу. Многие века пастырь трактуется как Христос, а овца – как грешник (заблудшая овца), которую несут обратно в стадо (церковь). Силуэт фигуры также образует крест, что придаёт ему дополнительную значимость. Но на самом деле изображающие этот сюжет статуэтки встречается и в более ранние века, ещё до Рождества Христова.
Всё же, большинство античных сюжетов – мифологические. В Средние века они были не просто забыты, а специально искоренялись. Но в эпоху Возрождения вновь пришли в искусство, во многом благодаря масштабным раскопкам в Италии. И каждые новые масштабные археологические работы вызывали новый всплеск этого интереса. Так волну ажиотажа вызвали масштабные работы в Помпеях.
Художники эпохи Возрождения именно у античных мастеров учились анатомически правильному показу тела. Вместе с этим перенимали и античные сюжеты. На их картинах снова появились Геркулес, Венера, фавны, музы и другие гости из далёких времён и другой культуры. Они перекочевали и в искусство остального Нового времени. Часто греческие и римские боги выступали как аллегорические символы. Новые аллегории также исполняли в античном духе. Так в XVII веке стало популярно изображение материков (частей света), при этом на картине мы видим не карту, а женщин, очень похожих на античных богинь.
С архитектурой произошла похожая история. В Средневековье от античного наследия почти ничего не осталось. Можно упомянуть, пожалуй, только колонны, но не с внешней стороны знания, а в основном внутри него. В Высоком Средневековье вспомнили также арку. Но и колонны, и арки были выполнены в новых стилях и совсем не походили на античные.
Ситуация изменилась в Новое время, когда и в архитектуре к античному наследию стали обращаться всё больше. В итоге классицизм пытался почти полностью скопировать греческие и римские здания: почти каждый дом снабжался портиком с колоннами и тому подобными элементами.
В XIX веке античное наследие постепенно начинает уходить и из архитектуры, и из остального искусства. Реализм объявлял его слишком оторванным от жизни и стремился максимально точно изобразить современность, а не следовать древним образцам. Новые материалы и новые типы зданий с неизвестными ранее назначениями продиктовали новые архитектурные решения при их строительстве. Сегодня античное наследию окончательно стало уделом лишь истории. Но его влияние на развитие культуры сложно переоценить, причём оказывалось оно на протяжении многих веков после падения и Западной, и даже Восточной Римских империй.
4. Создайте проект электронной энциклопедии «Происхождение мира и человека в мифологии народов Древнего мира».
Предполагаемый план энциклопедии:
1. месопотамские космогонические мифы –
а) более поздний и понятный миф под условным названием Энума элиш,
б) более ранний и туманный миф о Энки и Нинхурсаг;
2. египетские космогонические мифы –
а) версия жречества Иуну (в греческом произношении – Гелиополя),
б) версия жречества Шедета (в греческом произношении – Гермополя),
в) версия жречества Мемфиса;
3. античная мифология –
а) сотворение богов и мира в «Теогонии» Гесиода,
б) римские изменения этого мифа в изложении Овидия,
в) версии возникновения мира из одного из четырёх элементов в трудах греческих натурфилософов,
г) орфический миф о Зевсе, поглотившем мир и снова родившем его из себя;
4. китайский миф о хаосе (хунь дунь), например, по версии трактата «Хуайнань-цзы»;
5. Гимны о сотворении мира в Х книге Ригведы (Индия);
6. Сотворение мира по версии зороастризма (иранская мифология);
7. Библейская версия о 7 днях творения.
5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее значительной, с вашей точки зрения, личности Древнего мира.
Завоевания Александра Македонского – не просто уничтожение Персидской империи, но и удивительный поворот в истории, синтез казалось бы не совместимых начал в новой цивилизации. Потому именно он наиболее достоин звания такой личности.
Рекомендуемый список литературы к докладу об Александре Македонском:
- Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. – М.: МГУ, 1993;
- Плутарх. Александр // Сравнительные жизнеописания. – М.: Наука, 1994;
- Шахермайр, Ф. Александр Македонский. – М.: Наука, 1984;
- Фуллер, Дж. Ф.Ч. Военное искусство Александра Великого. – Смоленск: Русич, 2006;
- Шофман, А.С. Восточная политика Александра Македонского. – Казань: Изд-во КГУ, 1976.
Выберите одно из высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Анализируемая цитата:
«Европейская, а во многом и мировая цивилизация построена па античном фундаменте. Это не только художественный образ, но сама подлинная реальность» (А.И. Немировский, Л.С. Ильинская, В.И. Уколова. Античность: история и культура).
Европейское искусство во многом основано на античном. Это не только мифологические сюжеты на картинах Нового времени и дома, похожие на греческие храмы. Это и анатомически верный показ тела, передача движения в застывших образах, передача эмоций на лицах, чем так славился эллинизм.
Большая часть государств сегодня – республики. Политическая мысль нашего времени также развилась на основе античного наследия. Правда, очень часто прежние названия сильно изменили свою суть. Так сегодня нет такой социальной категории как плебеи (слово осталось только как метафора), а плебисцит – реальность политической жизни.
Похожие вещи произошли с правом. Собственно римские суды с поиском примеров из практики известных юристов или решение дела исключительно исходя из репутации истца и ответчика мало напоминают современную ситуацию. Но мы унаследовали многие античные принципы, такие как сотязательность сторон, причём не их самих, а их представителей из числа профессиональных юристов, суд присяжных, в котором решают исход дела случайно выбранные люди, что усложняет их подкуп и т. д.
Цивилизация наших дней действительно во многом базируется на античности. Но главное, что оставила нам та эпоха – это наука. Именно наука создала те технические достижения, которые окружают нас повсюду. Конечно, учёные Древней Греции не помышляли ни о микробиологии, ни о нанотехнологии. Но они создали сам научный подход – сомнения на основе логики в каждом утверждении и стремление к знаниям ради интереса, ради самих знаний – практическое их применение становиться не единственной целью.
Индустриализация привела к разделу мира между европейскими державами. Освободиться от колониальной зависимости подвластным народом удалось, только переняв многое из Европы. Потому европейский образ мысли, европейские политические и иные институты действительно распространились по всему миру, а значит распространилось и античное наследие, как их органическая часть.
С процитированным выше утверждением, безусловно, стоит согласиться.