Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
антропогенез – это эволюционный процесс развития гоминид, приведший к возникновению человека разумного;
религия – вера в существование сверхъестественных сил, управляющих этим миром, которые требуют определённой линии поведения, включающей обряды, моральные нормы и т.д.;
анимизм – вера в то, что всё окружающее человека, включая объекты неживой природы, наделено своими душами, с которыми возможно взаимодействие на сверхъестественном уровне;
тотемизм – вера в единого предка-покровителя родовых групп (в виде человека, животного или растения), включая группу самого верующего;
фетишизм – вера в сверхъестественную защиту со стороны определённых неодушевлённых предметов, порой поклонение им;
магия – сверхъестественное воздействие на окружающую реальность и других людей с помощью особых обрядов;
политеизм – религия, включающую веру в нескольких божеств;
неолитическая революция – переход от присваивающего типа хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к производящему (земледелию и скотоводству);
племя – общественное объединение нескольких общин, живущих на обширной территории, но имеющих представление о едином происхождении и единое руководство;
община – объединение живущих вместе людей, имеющая особую структуру распределения и перераспределения материальный благ.
1. Что составляет содержание предыстории? Каково различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества?
История человечества начинается с появления первых государств, которые формируют ранние цивилизации. Соответственно и история каждого из народов начинается с государственности. Всё, что происходило с появления первых гоминидов до этого момента относиться к предыстории. Главными процессами предыстории были антропогенез (то есть эволюционный процесс, сформировавший наши тела) и социогенез (то есть развитие отношений между людьми, который в итоге привёл к возникновению государства, то есть к переходу от предыстории к истории).
2. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведенные в тексте параграфа.
Основания:
- появление соответствующих мутаций в растительном мире (например, у диких злаков зёрно покидают спелый колос от одного прикосновения и только появление злаков с сильнее закреплёнными зёрнами, которые приходиться даже молотить, позволили собирать урожай – эта мутация делала злак неприспособленным к жизни в дикой природе, но позволяла людям его культивировать);
- появление природно-климатических условий, которые с одной стороны помогали развитию земледелия и скотоводства, с другой делали охоту и собирательство невыгодным, причём в результате резкого изменения, которое требовало быстрого поиска ответов для сохранения популяции;
- достаточное развитие у человека коммуникации и социальных связей для совместного труда;
- достаточно высокая техника обработки природных материалов для создания соответствующих орудий труда, например, серпов с тонким лезвием.
Материальные признаки:
- новые орудия труда с новой техникой обработки (полировкой), часто из новых материалов (включая обсидиан);
- переход к выращиванию растений и животных как основной форме хозяйствования;
- появление новых орудий труда в связи с новыми занятиями, включая мотыгу, серп, соху и т. д.
Социальные признаки:
- появление семейного хозяйства и преобразование родовой общины в соседскую;
- переход земледельцев к оседлому образу жизни;
- появление постоянных часто укреплённых поселений;
- усиление правителей таких поселений;
- возникновение связей между несколькими общинами – племён;
- появление профессиональных ремесленников;
- усложнение религии, часто смена её характера: из равных человеку партнёров, с которыми можно договориться или даже их обхитрить, сверхъестественные силы превратились во всемогущих богов, которым можно только поклоняться и молить их о снисхождении (охотники всегда могли уйти от неблагоприятных условий, для земледельцев они означали гибель урожая и голод).
3. Рассмотрите карту (с. 23). Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном мире этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия.
Природно-климатические условия этих местностей разная. Долина реки Нил, междуречья Тигра и Ефрата, Инда и ныне пересохшей Сарасвати, Янцзы и Хуанхе, Амударьи и Сырдарьи – это земли с тёмплым климатом и периодически разливающимися большими реками, однако засушливые в сухой сезон. В Индонезии земледелие возникло в тропическом климате, где нет засушливого периода, потому что сезоны только условно делятся на сухой и влажный, в реальности же – это сезоны влажный и очень влажный. Вышеперечисленные местности располагались на равнинах, чаще всего низко над уровнем моря. Однако на территории современного Перу земледелие возникло на крутых склонах гор высоко над уровнем моря.
Таким образом, условия в разных районах были разными. Одинаковым было только то, что эти условия резко изменились. Обычно охота в прежних объёмах становилась не возможна. Например, вокруг реки Нил во время ледникового периода существовала богатая жизнью саванна. Но с потеплением климата она превратилась в пустыню. Вслед за животными люди отступали из пустыни к реке, в итоге поселились вдоль её течения и поняли, что дичи на всех не хватит. Потому перед ними встал выбор: столкнуться с голодом или найти другие источники пищи. В других очагах земледелия люди в силу разных условий становились перед тем же выбором – производящее хозяйство было средством выживания в условиях, когда в результате резких изменений присваивающее переставало кормить людей.
1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии?
Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение.
Предполагаемый план сообщения:
1) разновидности австралопитеков, в отличие от Австралопитека гархи, ставшего предком современных людей, не давшие потомков (Австралопитек седиба, Анамский австралопитек, Афарский австралопитек, Африканский австралопитек, Бахр-эль-газальский австралопитек);
2) разновидности «человека прямоходящего» – основном тупиковые ветви (Питекантроп, Дманисийский гоминид, Ланьтяньский человек, Атлантроп, Синантроп, Мегантроп, Явантроп, Человек из Тотавеля, Гейдельбергский человек (его считают непосредственным предком неандертальца – также тупиковой ветви), Юаньмоуский человек и др.);
3) существовавшие одно время одновременно с человеком разумным тупиковые ветви человека:
а. неандерталец;
б. денисовский человек: открытый в Денисовской пещере на Алтае в 2008 году, до сих пор не найдено даже полного скелета – то, что это отдельный вид людей, определили по анализу ДНК;
в. человек из Оленьей пещеры (на юге Китая): останки обнаружили ещё в 1979 году, но из скалы смогли извлечь только в 2009 (череп сочетает черты, роднящие его как с современными людьми, так и с гораздо большее древними гоминидами, хотя возраст останков – всего 14,3-11,5 тысяч лет);
4) островные формы: флоресский человек или «хоббит» (существовал приблизительно 95-13 (по альтернативным оценкам 100-60) тысяч лет назад, то есть одновременно с современными людьми, их рост составлял всего примерно метр (за что их также называют «хоббитами»), при этом они обладали многими архаичными чертами, присущими ещё австралопитеку);
5) тупиковый путь к очеловечиванию родственников орангутанга (Gigantopithecus giganteus и теория Станислава Владимировича Дробышевского.
2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение».
3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию. Свой ответ обоснуйте.
Два из трёх определений модернизации связаны с переходом либо к индустриальному, либо к современному обществу, что хронологически слишком поздно для неолитической революции. Остаётся модернизация как качественный скачок, ускоренное развитие.
И действительно, без появления производящего хозяйства было бы не возможно появление прибавочного продукта, а значит и возникновение государства. Кроме того, такое хозяйство резко увеличило плотность население, потому что та же территория смогла кормить большее число людей. Потому именно благодаря нему возникли известные и сегодня языковые семьи (семитская, индоевропейская и др.). Когда народ из одной такой семьи сменял народ из другой на определённой земле, там всё равно оставались следы (в топонимике, например), но от охотников и собирателей, живших там до их прихода, не осталось никаких следов, кроме археологических – неолитическая революция сформировала и этническую карту большей части Земли.
4. Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?
Основными формами первобытной религии были анимизм, фетишизм и тотемизм, также большую роль играла магия. Они пронизывали всю жизнь человека. Так почти любое действие должно было гарантировать успех дела также и на сверхъестественном уровне. На охоте человек не только вспоминал все свои знания поведения животных и навыки, к примеру, метания дротика, но и произносил нужные магические слова, чтобы дротик попал в цель, призывал в помощь великого предка, обеспечивал защиту со стороны фетиша (например, прикасался к нему свободной рукой) и просил прощения у души убиваемого животного.
5. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль играли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности?
В престижной экономике уважение членов общины и, в конечном счёт, власть зависят от богатство. Потому оно важно не само по себе, а в качестве средства завоевать авторитет. На некоторых островах Океании богатый урожай выставляли на высоких платформах, где он просто гнил (его было слишком много для собравшей его семьи), но он выполнял свою функцию – демонстрировал богатство.
Однако обычно богатство не расходовалось так бездарно. Обладавшие имуществом члены коллектива помогали тем, кто был беднее. В ответ они получали уважение и ответные подарки, хотя часто подарки заменялись услугами и службой. Обычно богачи не просто одаривали каждого члена общины, а устраивали пиры. На таких пирах не только все получали угощение, но и формировалось чувство единства, единства в благодарности тому, кто этот пир устроил.
6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в схему.
7. Проанализировав текст учебника и изображения, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения.
8. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусства. Видите ли вы аналогии?
Таким образом, искусство двигалось от непосредственного изображения увиденного к некой философии.
Аналогию с современным искусством провести нельзя, потому что сегодня живопись индивидуальна. Авторы гордятся теми идеями, которые впервые воплотили и не повторяют картины друг друга, причём не только потому, что существуют законы против плагиата, а потому, что современное искусство ценно именно своим новаторством, повторение не интересно. Творцы неолита постоянно повторяли орнаменты друг друга, к тому же никак не помечали своё авторство. Искусство не было индивидуальным, потому ремесленники с удовольствием копировали решения, найденные другими.
9. Сформулируйте основные гипотезы происхождения человека. Используя учебник и дополнительную литературу, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие их. Данные каких наук вы будете использовать?
1. Креационистская теория. Это вера в сотворение человека высшими силами, проистекающая из религии. В разных религиях существует история творения человека, в некоторых родственных они одинаковы или схожы, и, несмотря на это их великое множество, здесь нет смысла перечислять их. Подтверждает их вера, а не наука. Опровергает их, прежде всего, палеонтология и геология – по данных этих наук мы знаем, в каких условиях возникло человечество, религиозные истории описывают иные реалии.
2. Теория вмешательства. Предполагает участие инопланетян в появление человека на Земле. Не имеет ни научных доказательств, ни опровержений, потому что для этого требуется знать характеристики инопланетян (с которыми нужно сравнивать предполагаемый характер воздействия), а само их существование не подтверждено. Теория имеет разновидности.
а) Вмешательство инопланетян в эволюцию. Согласно ней человек произошёл от земных приматов, но не благодаря естественным причинам, а в результате направленного воздействия инопланетного разума (эксперимента, или чётко продуманного плана).
б) Происхождение людей непосредственно от инопланетян. Предполагает, что люди переселились на землю из других звёздных систем. Разные её версии по-разному объясняют, почему после этого они забыли свои высокие технологии, позволившие им совершить полёт.
3. Эволюционная теория является наиболее научно обоснованной. Её подтверждают данные палеонтологии, антропологии, этнографии, геологии и некоторых других наук. Данная теория предполагает, что появление человека стало естественным, как и появление других живых видов на нашей планете, но при этом также имеет свои разновидности.
а) Естественный отбор. Самый первый вариант теории, разработанный Чарльзом Дарвином. Предполагает, что выживали и оставляли потомство только самые приспособленные особи. В эволюции человека лучшим механизмом приспособления оказался интеллект. Однако возникает вопрос, почему в случае со всеми остальными видами естественный отбор заставлял изменяться организм, а в случае с человеком – мыслительный процесс.
б) Из обезьяны человека сделал труд. Теория разработана Фридрихом Энгельсом и существенно дополнена в ХХ веке. Согласно ней у человека благодаря прямохождению освободились руки. После этого резко изменились условия жизни (леса сменились саваннами). Эволюция не могла за такое короткое время приспособить тела предков человека к новым условиям, потому для того, чтобы выжить, ему пришлось с помощью освободившихся передних конечностей использовать орудия труда. Выживали те особи, которые использовали их лучше. Таким образом, именно труд с помощью орудий развил как мозг, так и руки (у современных людей они гораздо лучше, чем у их первых предков приспособлены для мелкой моторики, при том, что не утратили способность и к грубой работе).
г) Воздействие радиации. Предполагает, что из-за повышенного радиоактивного фона человек стал жертвой серии неблагоприятных мутаций. Именно из-за них его тело стало слабее. Чтобы компенсировать этот недостаток и не исчезнуть, ему пришлось использовать орудия труда и развивать социальные связи внутри коллектива.
д) Эволюция через игру. Берёт начало из книги 1938 года нидерландского историка и культуролога Йохана Хёйзинги «Человек играющий». Она предполагает, что навыки человека развивались через игру – действие, которое древнее самого человека (встречается у многих животных с высокоразвитым интеллектом), является весёлым занятием, но при этом обладает большой серьёзностью, особенно у животных, не регламентировано никаким внешними факторами, но при этом подчинено строгим правилам. Недостатком этой теории является то, что её практически не возможно проверить: игры первобытных людей, если они и имели место, не оставили материальных свидетельств.
Повторение и обобщение
Сделайте выводы об основных формах первобытной религии, предварительно сгруппировав их.
Первобытные верования сильно отличались даже от политеистической религий Древнего мира, тем более, от монотеистических мировых религий, если только они и вправду были похожи на верования народов каменного века изучавшихся этнографами в XIX-ХХ веках (потому что наскальная живопись и других археологические свидетельства дают лишь намёки, основную информацию мы черпаем из аналогии с «примитивными народами»). Они обладали следующими чертами.
Первобытные люди одушевляли всю окружающую их живую и неживую природу. Это явление называется анимизм. Такое происходило и во многих религиях древних цивилизаций, но там духи рек, рощ и т. д. были не главными персонажами, поклонялись в основном богам. У первобытный людей, насколько мы можем судить, богов не было, потому можно было бы говорить про их атеизм, если бы этот термин уже не применялся к другому понятию. С духами можно было договариваться, иногда даже их обхитрить. Некоторых из них следовало опасаться больше, чем других, но ни один не имел такого могущества, каким располагали боги цивилизованных народов.
Богов древних цивилизаций, тем более высшие силы монотеизма, можно только молить о снисхождении. От духов первобытные люди могли защититься. Во-первых, им помогали духи предков, включая легендарного первопредка (великое животное, растение и т. п.): такой предок-хранитель в науке зовется тотемом, вера в него – тотемизмом. Кроме того, от бед уберегали амулеты или фетиши, вера в которые зовется фетишизмом.
Но можно было не только защищаться от духов, но и воздействовать на окружающую действительность нужным образом. В этом отчасти также помогал тотем, но гораздо в большей степени – магия. Её в большей или меньшей степени практиковали все первобытные люди, но существовали и специалисты в этой области – шаманы, вера в их силу называлась шаманизмом.
Кроме таких непризнаваемых современной наукой воздействий были и другие. Например, по костным останкам мы знаем об успехах первобытной медицины. Уже неандертальцы, тем более люди разумные лечили переломы, которые для людей прямоходящих ещё были бы приговором. А ведь медицина наверняка была частью шаманизма и магии.
Выделите пять наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений первобытности и обоснуйте свой выбор.
1) Орудия труда. Именно наши механизмы позволяют нам господствовать над природой, а ведь начались они с примитивных рубил, которые получались из осколков камней.
2) Использование огня. Именно огонь позволил нам лучше усваивать мясную пищу, а потом и заселить холодные районы, потому умение использовать, затем – добывать огонь, стали базовыми на пути развития человека. Позже на их основе развилась металлургия, которая стала следующим крупным шагом.
3) Речевая коммуникация. Человек мало что может одиночку, мы всего добиваемся коллективом. Но такие слаженные усилия были бы невозможны без языка. Сложно переоценить его значение. Именно с помощью языка люди смогли объяснять друг другу что-то новое, а также говорить про что-то, что, образно говоря, нельзя потрогать и понюхать.
4) Нематериальная культура. У первобытных людей появилась система верований и связанных с ними действий, которые исследователи сегодня разделяют на религию и искусство, но эти понятия ещё большую часть Древнего мира были едины. Это первые ответы на вечные вопросы бытия. А ведь именно эти вопросы в большей мере, чем орудия труда и жилища делают нас людьми.
5) Производящее хозяйство. Науке известно много народов, которые до столкновения с индустриальным обществом (а некоторые из них и до настоящего времени) занимаются охотой и собирательством. Они не развивались, по крайней мере, в сфере материальной культуры за тысячи лет своего существования. Только земледелие и скотоводство позволило создать первые цивилизации и, в конечном итоге, современный мир.