Подробное решение раздел § 4–5 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014
Вопрос к I пункту. Определите местоположение Ладоги, Новгорода по карте. Чем было обусловлено быстрое развитие этих земель в VIII-IX вв.?
И Ладога (ныне Старая Ладога), и Новгород (ныне Новгород Великий) находятся на реке Волхов. Она соединяет озёра Ильмень и Ладожское, через которое проходил важнейший торговый путь «из варяг в греки». Это уже само по себе помогало их быстрому развитию. Но важно было ещё и то, что это были первые крупные порты на этом пути для путешественников, прибывших из Балтийского моря. Берега Невы слишком болотисты, до железной воли Петра I создать там крупное поселение не получалось. Потому Ладога и Новгород фактически были морскими портами, получая особенно большую прибыль от торговли.
Вопрос ко II пункту №1. С какой легендой связан сюжет «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?
Эта легенда изложена в «Повести временных лет». Волхвы предсказали князю Олегу, что он примет смерть от своего коня. Князь отослал коня и решил больше его не видеть. Но когда ему сказали, что конь умер, пришёл посмотреть на его кости. Он поставил ногу на череп коня и посмеялся над волхвом, ведь конь к тому времени уже умер, а он, князь, все ещё был жив. Именно тогда из черепа выползла жившая там змея и ужалила князя.
Многие исследователи считают, что эта легенда древняя, дохристианская, потому что она показывала силу предсказаний жрецов, в то время как в другом месте «Повести...» её автор показывает, как волхв ошибается в своём пророчестве. Однако легенду о смерти Олега он сохранил.
Вопрос ко II пункту №2. Вспомните обстоятельства гибели князя Игоря.
Игорь отправился собирать полюдье. Собрал его также и с древлян. Но когда поехал дальше, дружина возмутилась, сказав, что ничего не имеет, в то время как люди, которых они встречают в племенах, богатые. Игорь зависел от дружины, потому ничего не мог сделать. Он вернулся к древлянам и потребовал дань ещё раз. Тогда древляне взялись за оружие, разбили дружину и пленили самого князя. Его убили: нагнули две молодые берёзы, привязали к их стволам Игоря и отпустили – стволы распрямились и разорвали тело князя.
Вопрос ко II пункту №3. Какая новая опасность возникла на южных границах Руси? Как киевляне относились к дальним походам князя?
Новой опасностью стали кочевые племена печенегов. После уничтожения Хазарского каганата у Древнерусского государства появилась с печенегами протяжённая общая граница.
Мы не знаем, как относились киевляне к дальним походам Святослава Игоревича, потому что единственный наш источник («Повесть временных лет») об этом молчит. Исходя из современных представлений, они не должны были их одобрять, потому что находясь далеко от своей столицы, правитель не занимался текущими внутренними делами. Но как было на самом деле, мы не знаем.
Вопрос ко II пункту №4. Объясните, почему язычество не могло в полной мере способствовать укреплению княжеской власти. Согласны ли вы с мнением, что языческие верования на данном этапе препятствовали развитию страны?
Во-первых, язычество, насколько мы можем об этом судить, не призывало молиться за князя. В то время как христианство учит, что «всякая власть от Господа».
Во-вторых, среди языческих жрецов не было иерархии. В каждом святилище, у каждого бога в определённой местности был свой жрец, никому не подчинявшийся. В то время как христианские священники подчинялись епископам, те – архиепископам и в конечном счёте над всей церковью Древнерусского государства стоял один киевский митрополит, так же как над всей страной стоял киевский великий князь.
Потому христианская церковь должна была помогать сохранять единство страны. Но это не очень работало. Начиная со Святослава Игоревича (в 972 году) и до того, как великим князем стал Владимир Всеволодович Мономах (в 1113 году) после смерти каждого великого князя начиналась очередная усобица. Потому вряд ли принятие христианство ускорило развитие страны в плане централизации.
С другой стороны, христианство дало огромный толчок развитию культуры. Однако при этом уничтожило языческую культуру, существовавшую до этого.
Вопрос к III пункту №1. Расскажите подробнее об обстоятельствах крещения князя Владимира, используя дополнительную литературу.
Владимир с детства знал о христианской вере, потому что крещение приняла воспитывавшая его бабка – княгиня Ольга. Тем не менее, креститься он решил не сразу после восшествия на престол. Летопись сообщает, что он выслушал представителей и ислама, и иудаизма, и католичества, и православия, в итоге выбрал последнее. Скорее всего, на самом деле князь не очень сомневался, потому что через Днепр и Чёрное море с Киевом теснее всего была связана православная Византия.
Но Владимир не хотел принимать крещение как милость от Византии. Согласно «Повести временных лет» он пошёл военным поход против этой империи, осадил и взял в Крыму город Корсунь (Херсонес на месте современного Севастополя). После этого он потребовал себе жену из императорского византийского дома, а чтобы свадьба могла состояться – крестился.
При этом точное время и место крещения Владимира не известно. Только ясно, что вместе с христианством он принял имя Василий (то есть василевс – так византийцы звали своего императора), но в истории продолжает фигурировать под прежним именем. Князья ещё долго имели два имени – данное при рождении, и данное при крещении.
Однако другие источники излагают историю крещения несколько по-другому. Там часто фигурирует мятежный византийский полководец Варда Фока Младший, войско которого Владимир помогает уничтожить. Некоторые источники рассказывают о взятии Корсуня через несколько лет после крещения и свадьбы ради получения христианских святынь. Версий несколько и какая из них более достоверная – сказать сложно.
Вопрос к III пункту №2. Какие черты, на ваш взгляд, в первую очередь ценились в личности князя в дохристианские времена?
Ценилась его властность и полководческий талант. Скорее всего, без внимания не обходилось обилие его жён и наложниц – мужская сила правителей язычниками обычно также ценится.
Вопрос к параграфу №1. Назовите и раскройте основные направления деятельности первых правителей Руси.
- Создание государства и расширение его границ. В рамках этого направления Рюрик основал княжескую династию, Олегом государство было расширено за счёт южных земель вместе с Киевом, многое сделал также Святослав Игоревич (хотя большая часть завоёванного им была потеряна).
- Подавления стремления отдельных союзов племён к отъединению. К этому направлению относятся подавления восстаний, с которых начинали правление многие великие князья, а также поход княгини Ольги на древлян. Однако окончательного успеха удалось добиться, когда вместо местных княжеских династий большими городами стали править родственники (обычно сыновья) великого князя, или его бояре.
- Упорядочивание системы управления страной. Имеются в виду, прежде всего, реформы княгини Ольги по введению уроков и учреждению погостов. Также сюда можно отнести крещение при князе Владимире – оно упорядочило систему управления в сфере религии.
- Отношения с Византией. Эти отношения были разными. Начинались они со щита, который князем Олегом был прибит на ворота Царьграда, продолжились двумя походами Игоря, один из которых оказался удачным. Но они включали и торговые соглашения. В итоге, они вылились в крещение вначале княгини Ольги, а потом и всего народа при Владимире.
- Защита от народов Северного Причерноморья. Изначально главной опасностью на этом направлении были хазары. Не даром именно им платили дань киевляне до того, как пришли Дир и Аскольд. Но после того, как Святослав Игоревич уничтожил Хазарский каганат, главной проблемой на этом направлении оказались печенеги.
Вопрос к параграфу №2. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою», — писал Н.М. Карамзин. Как вы думаете, почему? Изложите свои доводы в форме эссе. (Используйте памятки 1 и 10 в конце учебника).
Николай Михайлович Карамзин писал свою «Историю государства Российского» в первой половине XIX века. Александр Сергеевич Пушкин назвал его не только первым историком, но и последним летописцем. Карамзин во многом просто собирал воедино сведения летописей. С того времени изучение русской истории продвинулось далеко вперёд. Тем не менее, некоторые оценки Николая Михайловича используются до сих пор.
Цитата «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь Святою, история Мудрою» говорит о разной оценке деятельности Ольги. В разных случаях выходили на первый план разные события правления великой княгини и разные её действия. Но при этом сегодня рассматривать их все нужно в комплексе.
Предание говорит, прежде всего, о взятии Ольгой города древлян. Именно этот рассказ носит почти сказочный характер. Сложно себе представить, чтобы птицы с тлеющими трутами полетели в свои гнёзда. Скорее всего, чувствуя тление, они просто носились бы в панике по воздуху. Но важно не это, а неожиданное, действительно хитрое решение, которое предание приписывает великой княгине.
Церковь даёт ей оценку исходя из того, что она первой из Рюриковичей приняла крещение. Это был первый шаг к христианизации всей страны. За принятие православия Владимира церковь объявила не просто святым, а равноапостольным. Потому Ольгу за её первый шаг называют святой.
История не имеет единой оценки, потому что это всегда набор разных мнений многих специалистов. В данном случае от лица истории высказывается один историк – автор книги. Для него важна система установленная Ольгой. Правильный сбор дани с помощью уроков и сбор людей из всей округе на погостах продержались ещё долго после того, как всё это учредила Ольга. Потому её решения и можно назвать мудрым.
Таким образом, хитрою, святой или мудрою Ольгу называют в зависимости от того, какие действия киевской княгини, прежде всего, имеют в виду.
Вопрос к параграфу №3. Назовите предпосылки и определите значение принятия христианства в качестве официальной религии Руси.
Предпосылки:
- крещение княгини Ольги;
- крещение части дружины Владимира (достаточно вспомнить историю с сыном варяга, которого решили принести в жертву);
- тесные отношения с Византией (с одной стороны, соглашения, с другой – походы на Царьград ещё начиная с князя Олега);
- устройство в Киеве главного капища (показывало потребность в централизации страны с помощью религии).
Значение принятия христианства сложно переоценить. Это событие означало перелом в истории Древнерусского государства, отказ не только от языческой религии, но и от многих сторон культуры и жизни прошлых веков. Именно из Византии и только в результате крещения пришли традиции архитектуры, живописи, книжности и много другого, что составило основу русской культуры и других сторон жизни в последующие века.
Кроме того, именно благодаря крещению Древнерусское государство заняло новое место в системе международных отношений региона, центром которых являлась Византия.
Вопрос к параграфу №4. Докажите, что к концу X в. в целом завершился процесс становления Древнерусского государства.
К концу этого столетия Древнерусское государство уже включало основные свои земли. У него была своя столица, своя правящая династия, эффективная система сбора налогов (уроки) и принцип формирования вооружённых сил. То есть все основные атрибуты государства уже присутствовали.