§ 3. Ранняя история восточных славян

Подробное решение раздел § 3 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос ко II пункту №1. Приведите примеры восточнославянских названий мифологических существ, языческих богов.

Языческие боги: Перун, Мокошь, Ярило, Сварожич и др.

Мифологические существа: русалка, водяной, леший, баенник, полуденица, ночница, домовой и др.

Вопрос ко II пункту №2. В чём назначение славянских оберегов?

Славянские обереги, про что говорит и их название, уберегали людей от разных опасностей, особенно со мистического характера. Распространённой опасностью такого рода считался сглаз. Особенно сильные обереги могли защитить даже от колдовства.

Вопрос ко II пункту №3. Вспомните, на каких основных языках были написаны средневековые книги.

В Западной Европе книги тогда писались в основном на латыни, хотя некоторые были и на национальных языках, но такие стали появляться больше в Высоком Средневековье. В Византии писали по-гречески, в арабском мире – на арабском. Славянские народы после крещения стали использовать церковнославянский язык.

Вопрос к параграфу №1. Какие условия определяли хозяйственный и социальный уровни развития восточных славян?

Густые леса определяли тип земледелия – подсечно-огневое, которое с развитием орудия труда постепенно, хотя и очень медленно вытеснялось двупольем. Удобренную пеплом землю можно было пахать деревянной сохой, для двуполья приходилось распахивать поле глубже, для чего требовался уже плуг.

Водные пути, которые связывали городища, помогали формировать крупные союзов племён (всего их было около 15) – двигаться по суше почти без дорог по чащам и болотам было трудно, потому все связи шли по реками с помощью лодок летом и саней зимой.

Те же речные торговые пути развили торговлю с более развитыми народами. Это помогало развитию ремесла и росту первых городов.

Борьба с кочевыми народами на юге и варягами на севере помогала выделиться из общего ополчения воев профессиональным дружинниками, которые стали опорой князя.

Вопрос к параграфу №2. Как в верованиях славян отразился характер их хозяйственной деятельности и социальных отношений?

Многие боги покровительствовали тем или иным видам хозяйственной деятельности. Также помогали им некоторые мифические существа, в то время как другие – мешали.

Вопрос к параграфу №3. Некоторые историки представляли дохристианские времена веками мрака и невежества жителей Восточно-Европейской равнины. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свою точку зрения.

Времена мрака означает как раз мрак невежества, согласно известному высказыванию «учение – свет, а неучение – тьма».

В дохристианские времена действительно люди не знали многого. Не было самого понятия книжной учёности, потому не было и книг. На основании сообщения болгарского монаха Храбра и некоторых арабских путешественников есть версия про то, что у восточных славян была некая письменность в кириллицы, в языческие времена. Но в любом случае, на ней не создавались книги и не существовало книжной мудрости.

Однако у язычников было много знаний, которые в последующие века были утрачены. В то время люди знали все окружающие их травы, отлично разбирались в погоде. А область знаний, которую сегодня условно называют магией, была поистине обширной. Причём всё каждым новым поколением запоминалось.

Таким образом с точки зрения современного образования язычники были, конечно, людьми тёмными. Но на самом деле они обладали обширными знаниями, просто иного рода.

Вопрос к параграфу №4. Подготовьте проекты: «Связь религиозных верований древних славян с их хозяйственной жизнью и бытом»; «Ценностные представления и идеалы славян в фольклоре (пословицах, поговорках, мифах, сказках)». Используйте дополнительную литературу, ресурсы Интернета.

Презентация «Связь религиозных верований древних славян с их хозяйственной жизнью и бытом»

Слайд: 1

Название: Связь религиозных верований древних славян с их хозяйственной жизнью и бытом»

Изображение: славяне в традиционных одеждах

Текст: сведения об авторе

Слайд: 2

Текст: С хозяйственной жизнью и бытом были связаны многие боги. Они покровительствовали разным сторонам этого быта, или наоборот их надо задабривать. Но о языческих славянских богах мы знаем крайне мало, потому что христианская церковь веками старательно уничтожала сведения про них. В мифологических персонажей продолжали верить ещё в XIX и даже в ХХ веке, когда в деревнях стали работать этнографы и подробно изучили эти представления. Потому именно о мифологических персонажах пойдёт речь ниже.

Слайд: 3

Название: Домовой

Изображение: домовой

Текст: Сверхъестественное начиналось уже в доме. Домовой был настоящим хозяином дома, одновременно его хранителем. Потому относиться к нему нужно было уважительно. Впервые заходя в новую избу, хозяина задабривали. Но при этом домовой может и шалить, подшучивать над людьми.

Слайд: 4

Изображение: русская изба

Текст: И сейчас мы порой кладём вещь и не можем её найти, хотя кажется, что ищем там, где клали. Кажется, что её кто-то украл. Порой вещь падает сама собой. Древние люди приписывали всё это действию потусторонних сил. Тем более, что иметь такого сверхъестественного хранителя вообще было лестно несмотря на все его проказы – дому в то время много чего угрожало.

Слайд: 5

Название: Баенник

Изображение: баенник

Текст: Так же, как домовой был хозяином избы, баенника считали хозяином бани. Для него обычно оставляли в парилке немного воды и веник. Он мог напасть на того, кто парился в бане в одиночку, или на того, кто там спал. Баенник своими длинными когтями сдирал кожу. Гнев баенника порой проявлялся и на расстоянии. Рассказывали немало случаев, когда человек тяжело болел неизвестно почему. Но стоило снести баню и выстроить её на новом месте – болезнь проходила.

Слайд: 6

Изображение: русская баня

Текст: Ещё в «Повести временных лет» написано про то, как любили русские люди баню и насколько удивляли этим некоторые другие народы. Однако если не знать меры, в парилке можно и пострадать, особенно если париться не совсем трезвым. Например, кожа порой начинает облезать.

Слайд: 7

Название: Водяной

Изображение: водяной

Текст: Водяной – хозяин вод. Считалось, что он жил в глубоких и тихих омутах. Водяной может утопить неосторожно купающегося человека.

Слайд: 8

Изображение: глубокий омут

Текст: Русская средняя полоса – край глубоких озёр и быстрых рек. Купаться там действительно нужно осторожно, хотя это и очень приятно в летний зной.

Слайд: 9

Название: Русалки

Изображение: русалка (только славянская, желательно с ногами, а не с рыбьим хвостом)

Текст: Русалки иногда считались дочерьми водяного, а иногда выступали и самостоятельно. Часто считалось, что ими становились утопившиеся девушки. Русалки – шутницы и хохотушки. Могут защекотать человека до смерти, а могут и утопить. Обитают не только в реках, но и в болотах, болотистых лесах.

Слайд: 10

Изображение: болото

Текст: Северные леса изобиловали болотами. Там легко можно было заблудиться и утонуть. Не удивительно, что их населяли сверхъестественными существами.

Слайд: 11

Название: Леший

Изображение: леший

Текст: Леший, как следует из названия – хозяин леса. Он может запутать человека в чаще, а может, наоборот, вывести его на опушку. Изображали лешего по-разному, но обычно в теле этого существа есть что-то от леса – мох, берёзовая нога или что-то в этом роде.

Слайд: 12

Изображение: густой лес (желательно, еловый)

Текст: Селения славян со всех сторон были окружены лесами. В чащу люди постоянно вынуждены были заходить: за дровами, ягодами, грибами, на охоту. Но леса таили и опасность. И сегодня там можно заблудиться, хотя большую их часть уже вырубили. Опасна была и встреча с дикими зверями, которые сегодня человека, как правило, боятся.