§ 42. Культура России в первой половине XIX в

Подробное решение раздел § 42 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос к параграфу №1. Сформулируйте причины подъёма русской культуры в первой половине XIX в.

Причины:

- предыдущий период развития культуры;

- господство в Европе романтизма, который намеренно обращался к национальным традициям;

- патриатический подъём, вызванный победой в Наполеоновских войнах;

- плеяда талантливых деятелей искусства, живших именно в то время.

Вопрос к параграфу №2. В XIX в. происходило формирование русской национальной культуры. Как вы понимаете термин «национальная культура»?

Значительную часть XVIII века русская культура просто копировала западные образцы. В конце того столетия, тем более в XIX веке в России сформировались свои особенности стилей и направлений, отличающие созданные здесь произведения искусства от иностранных.

Вопрос к параграфу №3. Как сменялись стили в литературе и искусстве в первой половине XIX в.?

В первой половине XIX века в искусстве сменялись такие направления как романтизм и реализм. Романтизм не является стилем, потому что не был представлен в архитектуре.

Вопрос к параграфу №4. Подготовьте сообщение или доклад об одном из деятелей российской культуры XIX в. (по выбору).

Александр Андреевич Иванов родился в 1806 году в семье художника и преподавателя исторического класса Императорской Академии художеств. «Посторонним» слушателем Академии Александр стал уже в 11 лет. За время учёбы награждён двумя серебрянными медалями, в 18 лет получил за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» малую золоту медаль, а в 21 – большую золоту медаль за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». За эту же картину он получил официальное звание художника, получил XIV (самый низший) ранг табели.

Как получивший большую золотую медаль, Иванов имел право стать пенсионером (то есть получающим пансион – содержание) и отправиться в Европу. В 1830 году Общество поощрения художников выделило необходимые средства. Иванов выехал вначале в Дрезден, но очень быстро местом его жительства стал Рим.

Италия предоставляла огромные возможности для художников, завершать своё образование туда отправлялись живописцы из разных стран. В этой стране можно было найти образцы искусства и Возрождения, и Античности. Учитывая, что тогда не было даже цветной печати, не говоря уже о фотографии, в полной мере оценить всё это и использовать как пример можно было только на месте. Главным методом обучения было копирования работ древних. Известна копия «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле работы Иванова.

В 1834-1835 годах Александр Андреевич создал картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», за которую получил звание академика. После такого успеха вполне можно было вернуться и начать успешную карьеру на родине. Но пенсионер мог сам регулировать время своего обучения и Иванов остался. Не следует думать, что он прожигал огромное количество не своих денег. В то время Папская область с центром в городе Рим была отсталым и потому дешёвым государством. Живший за границей, преимущественно также в Вечном городе с 1836 года Николай Васильевич Гоголь хвастал, как мало тратит (сумма получалась значительно меньше, чем уходило на жизнь в Санкт-Петербурге). Тем более, что ни Гоголь, ни Иванов не появлялись в свете (то есть не ходили по балам), а посвящали себя работе.

В 1836 году Александр Андреевич приступил к созданию главной своей картины – «Явление Христа народу». На это у него ушло более 20 лет. Это не значит, что он ходил с умным видом и делал по одному мазку краски в день – полотно требовало детальнейшей проработки. Из названия можно решить, что центральной там является фигура Христа, занимающая большую часть холста. Но на самом деле Спаситель виден почти на самом горизонте. На первом плане изображённый ждущий его народ. И здесь показаны самые разные типажи лиц, характеров, поз, фигур. Художник создал множество эскизов, прорабатывая отдельные фигуры, лица и даже элементы пейзажа. В Росси прошло и закончило «мрачное семилетие» (наиболее реакционный период правления Николая I), отгремела Крымская война, и Иванов всё это время жил в Италии, вдалеке от всех тревог.

Только в 1858 году законченную картину художник впервые показал публике – в Санкт-Петербурге. Тогда же художник заразился свирепствовашей в городе холерой и умер в 52 года.

Александр Андреевич Иванов стал художником одной картины: предшествовашие работы не остались в истории живописи, хотя и сохранились; да и мастер воспринимал их скорее как подготовку к созданию главного шедевра. Но грандиозное полотно «Явление Христа народу» того стоило.