§ 31. Культура России XVII в

Подробное решение раздел § 31 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос к параграфу №1. Какие черты древнерусской культуры прослеживаются в искусстве XVII в.?

Наиболее консервативной сферой была иконопись. Христа, Богоматель и святых изображали по канонам Стоглавого собора, а потом Собора 1667 года, которые не сильно различались.

Почти не изменились народные развлечения, включая представления скоморохов.

Много традиционного осталось в одежде (она по-прежнему состояла из длинных кафтанов, у знати и с длинным руковами), и в быту (в доме по-прежнему все распоряжался глава семьи).

Но в других сферах, где наблюдаются новшества, основа осталась прежней. Архитектура церквей изменилась, но их планировка осталась во многом старой, резко отличной от западных соборов. В литературе появились новые жанры, но сохранились и старые, такие как летописи, жития святых и т. д. В основе всех новшеств оставались старые традиции, с которыми предпочитали не порывать.

Вопрос к параграфу №2. Какие новые исторические условия обеспечивали развитие культуры в России в XVII в.?

Новые условия:

- наблюдалось более самодержавное управление страной, большая бюрократизация центрального аппарата управления;

- формирование общероссийского рынка привело к росту купеческого сословия;

- молодые люди всё чаще получали образование за границей, правда это всё равно был очень ограниченный круг выходцев из аристократии;

- правящие круги видели отсталость страны во всё большем числе сфер, начиная с военной.

Вопрос к параграфу №3. Почему в XVII в. образование, грамотность получают большее, чем в XVI в., распространение?

Наибольшая грамотность была и среди купеческого сословия. Формирование общероссийского рынка привело к росту этого сословия. Кроме того, помещики для управления своими имениями также стали использовать составление счетов и учёт (один раз внедрённый в практику, такой метод показал свою эффективность, потому стал применяться всё более широко).

Важным фактором стала также относительная дешевизна букварей. 1 копейка в то время была большой суммой, но всё же печатные учебники стоили гораздо дешевле рукописных книг. Благодаря этому грамотность стала распространяться даже среди крестьян.

Вопрос к параграфу №4. Что нового появилось в живописных изображениях XVII в.? Что отличает их от иконы?

Всё чаще стали появляться бытовые сюжеты и в книжных миниатюрах, и в церковных росписях. Они назывались сюжетами из Писания, но мастера изображали на них не святых, а простых людей: ту реальность, которую они видели вокруг себя каждый год.

Кроме того появились парсуны. Они писались, как и портреты, с конкретных людей и передавали их индивидуальные черты, хотя и сохранялся общий стиль иконописи.

Вопрос к параграфу №5. Аргументируйте верность или ошибочность утверждения: «Самая главная черта культуры XVII столетия состояла в постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания».

В литературе стали появляться произведения, которые обращались не только к церковной тематике и рассматривали окружающую реальность не только с церковных позиций. Примером такого произведения может служить «Сказание» Авррамия Палицина. Несмотря на то, что автор был монахом (келарем Троице-Сергиева монастыря), он пытается анализировать события Смуты с точки зрения логики и в частности обращает внимание на тяжёлое положение простого народа до Смуты, считая его главной причиной гражданских войн.

Такой новый жанр как сатирические повести сегодня считается полностью светским. Но там всего лишь даются другие объяснения происходящему, помимо Божьей воли, хотя и роль последней не отрицается. В то время люди, включая авторов этих произведений не мыслили себя вне церкви, потому что церковь – это объединение всех верующих.

Архитектура сильно изменилась. Но она не стала светской, ведь до нас от того периода в основном дошли храмы, а также дворцы, внешне, однако, похожие на храмы. Наблюдается украшение зданий, использование ярких красок, но религиозное сознание совсем не всегда предполагает аскезу – в христианстве есть место и радости.

То есть культура в XVII веке значительно обновляется, но не перестаёт быть религиозной, просто сама религиозность переосмысливается.

Вопрос к параграфу №6. Подведите итоги изучения темы, показав на примерах (из текста и иллюстративного материала) новые черты русской культуры XVII в., её своеобразие и противоречивость.

Новые явления:

- большое распространение печатных книг;

- больший процент грамотных жителей страны, причём даже среди крестьян;

- исторические повести;

- сатирические повести;

- автобиографии;

- театральные трупы (в основном приглашённые из-за границы);

- появление большего числа бытовых сцен в книжных миниатюрах и церковных росписях;

- парсуны и т.д.