§ 25. Культура России в конце XV–XVI в

Подробное решение раздел § 25 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос к I пункту. Чем вы можете объяснить бурное строительство укреплений Москвы XVI в.?

В этом столетии продолжались набеги татар на русские земли, например, крымских, в первой половине века – ещё и казанских. Для защиты от них требовались укрепления. Девлет-Гирея в 1571 году действительно дошёл до стен Москвы и только укрепления не дали ему взять сам город. Войны с другими соседями также в любой момент могли сложиться неудачно. Действительно уже в начале XVII века Москвы пришлось выдержать несколько осад.

Вопрос к III пункту. Каковы особенности стиля и содержания произведений агиографического жанра?

Особенности:

- жития как правило пишутся спустя продолжительное время после смерти святого (потому что процесс канонизации обычно долгий);

- жития святых стремятся показать не историческую реальность, а идеальную картинку – пример для подражания;

-жития обычно построены в форме проповеди, с соответсвующими составными частями вступления, основного сюжета и поучения в конце;

- жития часто наполнены разными чудесами, которыми совершал святой.

Вопрос к V пункту. В честь какого события был заложен собор? Какие чувства он был призван вызывать у современников? Какие чувства вызывает у вас?

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву был построен в часть взятия Казани и завоевания Казанского ханства. У современников он должен был вызывать чувство благоговения, удивления (потому стал таким красочным и затейливым) и гордости за своё царство, победившее такого сильного противника. Но сегодня он так часто используется на разных изображениях, в качестве символа России или древнерусской архитектуры, что стал слишком привычным, потому уже не вызывает никаких чувств.

Вопрос к параграфу №1. Какие традиционные черты и новые явления характеризуют культуру и быт России XVI в.? В чём вы видите самобытность письма Дионисия?

Дионисия часто называют наследником Андрея Рублёва. В живописи Дионисия также яркие цвета, но более светлые, даже нежные. Изображённые им фигуры отличаются изяществом и от всей композиции в целом веет празником. Он невербально передаёт, прежде всего, благодать Господа.

В целом люди считали идеалом старину, потому несмотря на приглашённых из-за границы мастеров, в целом культура, тем более быт оставались в целом традиционными:

Новые черты:

- шатровая архитектура храмов;

- новые арочные своды, позволявшие перекрывать большие пространства (например, в Грановитой палате);

- вертикализм в церковном строительстве;

- книгопечатание.

Традиционные черты:

- традиционный план соборов и иной архитектуры;

- архитектурные украшения в виде кокошников и др.;

- иконопись по традиционным канонам;

- несмотря на наличие печатных книг гораздо большее распространение рукописных;

- нераздельность церковных и моральных норм;

- патриархальность быта.

Вопрос к параграфу №2. Какова главная идея ансамбля Московского Кремля?

Главная идея Московского Кремля в единстве и мощи России. В центре гравного города государства должны были быть сосредоточены самые величественные храмы, благодаря которым Москва должна была превосходить все удельные центры и выделяться среди столиц других государств.

Вопрос к параграфу №3. Приведите примеры архитектурных сооружений новых видов храмового строительства XVI в. и опишите их.

Хороший пример новой архитектуры – церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенское. Она вся представлялет единый шатёр, возносящийся к единой вершине.

Другой пример – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву на Красной площади Москвы. Здесь применена та же идея, только шатров много.

Вопрос к параграфу №4. Раскройте влияние церкви на нравственные устои, жизненный уклад человека XVI в.

В то время мораль не отделялась от учения церкви. Человек следовал учению церкви в которое входило и то, что позже стали называть требованиями морали. Основная книга, учившая повседневной жизни – «Домострой», была основана на Священном писании. Впрочем, Священной писание – универсальное изложение нравственных устоев, на нём основан даже «Моральный кодекс строителя коммунизма», несмотря на атеизм комунистической идеологии.

Вопрос к параграфу №5. Какую роль в духовной жизни России играли произведения искусства? Чем дороги нам сегодня шедевры русской культуры? В чём состоит их общечеловеческое значение?

В то время искусство не существовало отдельно, все его произведения носили утилитарный характер. Большинство из дошедших до наших дней образцов были частью церковной практики. Потому в основном они вели человека к духовному спасению: церковные росписи и иконы, включая домашние, помогали лучше проникнуться молитвенным духом, книги помогали узнать слово Господа и т. д.

Сегодня произведения тех лет являются частью нашей культуры. Они показывают основы, истоки того, что мы имеем сегодня. Не зря существуют такие понятия как национальное и мировое художественное наследие. Искусство времён Ивана Грозного занимает в этих категориях почётное место и благодаря своей красоте, и благодаря влиянию, которое оно оказало на последующие периоды.