§ 17–18. Культура Руси XIII–XV вв

Подробное решение раздел § 17–18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Журавлева О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. 2014



Вопрос к V пункту. Что отличает произведения Феофана Грека от творений Андрея Рублёва?

От творений Феофана Грека веет тревогой. Это понятно. Он напоминает, что человек должен постоянно волноваться, выполняет ли он заветы Господа, достоин ли он рая. Это влияет и на фигуры и позы святых, и на цветовую гамму, где преобладают чёрный и красный цвета.

Андрей Рублёв наоборот показывает красоту созданного Господом мира и передаёт радость по этому поводу. Потому его произведения отличают яркие, насыщенные и очень гармонично сочетающиеся краски, умиротворение поз и пропорций большинства фигур.

Вопрос к параграфу №1. Составьте и заполните таблицу «Русская литература в XIII–XV вв.». Определите центральные темы литературы этого периода.

Составьте и заполните таблицу «Русская литература в XIII–XV вв.». Определите центральные темы литературы этого периода

Таким образом, в литературе того времени было много разных тем. Это и показ место своего княжества в мировой истории, и прославление праведной жизни святых, и прославление героев Куликовской битвы (причём этими героями были не только воины), и рассказы о дальних землях и многое другое.

Вопрос к параграфу №2. Сравните архитектуру Руси XIII–XV вв. с архитектурой домонгольского периода.

В монгольский период появляются новые черты, напрямую с игом не связанные. В храмах окна становятся шире, но зато ниже – то есть они продолжают оставаться маленькими, чтобы туда не могли залезть атакующие. Крыша начинает часто расходиться от купола четырьмя коньками, а порой образует ряд полукруглых уступов, также восходящих к центральным, заменяющим такие коньки.

Вопрос к параграфу №3. Проведите воображаемую экскурсию (возможна компьютерная презентация) на тему «Особенности зодчества на Руси в XIII–XV вв.».

Слайд 1

Название: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Текст: сведения об авторе

Слайд 2

Изображение: реконструкция панорамного вида Новгорода

Текст: Это была одна из концевых церквей. Город делился на концы, фактически районы, которые населяли представители одной или нескольких сходных профессий. У каждого такого конца была своя церковь, построенная на средства жителей. Ильина улица была частью Славенского конца.

Слайд 3

Изображение: страница древнерусской летописи

Текст: В Славенском конце церковь известна с XII века, но деревянная. Нынешняя каменная была построена в 1374 году. Об этом даже есть сведения в Первой Новгородской летописи, потому что там в то время находился почитаемый образ Божьей Матери «Знамение»

Слайд 4

Изображение: церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Текст: Церковь относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение, обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Слайд 5

Изображение: фасад церкви Спаса Преображения на Ильине улице вблизи

Текст: Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами.

Слайд 6

Изображение: внутренние росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Текст: Церковь знаменита также своими росписями. Они сохранились далеко не полностью. Однако то, что сохранилось – единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Например, полностью уцелела роспись барабана, цикл страстей Христовых в алтарной части и многое другое.

Вопрос к параграфу №4. Назовите основные школы русской живописи в XIII–XV вв.

Школы иконописи:

- Новгородская;

- Московская.

Вопрос к параграфу №5. Чем объяснить особую роль Новгорода и Пскова как центров культуры в XIII–XV вв.?

Во-первых, эти города не испытали на себе монгольских нашествий.

Во-вторых, это были купеческие республики, где даже богатство бояр основывалось в основном на торговле. Памятники культуры создавались в основном на пожертвования горожан, потому они сильно отличались от того, что создавалось на средства самодержавного московского великого князя ради его престижа.

Вопрос к параграфу №6. Период с конца XIV в. до середины XV в. в развитии русской культуры Д.С. Лихачёв охарактеризовал как Предвозрождение. Как вы понимаете этот термин?

В этом ключе Возрождением можно назвать вторую половину XV века – период, когда Россия вновь стала независимой от ига, Москва переживала расцвет могущества и подтверждала его расцветом культуры, особенно монументального строительства. В таком случает предыдущий период – действительно подготовка, то есть Предвозрождение.

Однако термин Возрождение в искусствоведении чётко закрепились за соответствующим стилем в Западной Европе, когда возрождались художественные техники античных времён. Период Предвозрождения начинал выводить их из забвения; он был характерен только для Италии. На эти стили русское искусство не было похоже.