§ 47. Духовная жизнь страны в 1990-е гг

Подробное решение параграф § 47 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016



В чём заключалась противоречивость духовного развития страны в 1990-е гг.?

Развитие отечественной культуры в 1990-е гг. было противоречивым. Положительные перемены сочетались с трудностями и проблемами. Главный результат 1990-х гг. — создание условий для возрождения духовности России, обогащения тех вечных ценностей, которые выработали поколения россиян.

Какую роль стали играть СМИ в жизни государства?

Радикальные перемены произошли в средствах массовой информации. Исчез партийный контроль над их деятельностью. Появились сотни новых газет и журналов. Десятки цветных журналов, рассчитанных на самые разные интересы, стали одной из ярких примет нового времени.

Отечественные радиостанции, вещавшие до 1990-х гг. лишь в УКВ-диапазоне, вышли на международные FM-диапазоны. Россияне получили возможность быть в курсе последних мировых музыкальных новостей, отечественное радио вышло на мировые радиопросторы. Появились первые коммерческие радиостанции. Были открыты первые частные телеканалы (REN-TV, НТВ и др.). Практически во всех городах страны сформировалась система кабельного телевидения. Было создано Общественное российское телевидение, учредителем которого выступило не только государство, но и частные лица, коммерческие структуры. Большое значение стала иметь деятельность телеканала «Культура», знакомящего зрителей с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры.

Реалии XXI века — века информационного общества — воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Глобальной сетью — Интернетом в конце 1990-х гг. пользовались около 4 млн человек, а в 2007 г. — уже около 30 млн человек. Появились интернет-кафе, позволившие оценить возможности Интернета тем, кто не имел средств приобрести персональный компьютер.

Как социально-экономические процессы конца 1980-х — 1990-х гг. повлияли на религиозные настроения в российском обществе?

Социально-экономические процессы конца 1980-х — 1990-х гг. плодотворно повлияли на религиозные настроения в российском обществе. На рубеже 1980—1990-х гг. произошел бурный всплеск религиозных настроений в российском обществе. К середине 1990-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а ещё 35% колебалось между верой и неверием.

Началось возрождение традиционных для России религий — православия, ислама, буддизма, иудаизма. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал рост религиозного самосознания людей.

Религиозные праздники и события церковной жизни стали для многих неотъемлемой частью духовного опыта. Огромным событием в жизни церкви и верующих стало прославление в год 2000-летия Рождества Христова новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В том же году был открыт и освящён воссозданный храм Христа Спасителя в Москве.

Рост религиозного самосознания был наиболее заметен среди горожан молодого и среднего возраста. Это касается не только православия, но и других конфессий.

Приобщение миллионов людей к религиозным ценностям происходило непросто. Свобода совести, закреплённая Конституцией, гарантировала гражданам страны право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Но религиозная неграмотность вчерашних атеистов открыла двери для проникновения в Россию опасных для психики и здоровья сект и течений. Их нередко называют тоталитарными за использование запрещённых, калечащих приверженцев таких сект морально и физически приёмов воздействия на людей.

Нормализовались отношения религиозных организаций и государства. Это помогало вести диалог, в том числе и по вопросам, которые вызывали разногласия в обществе, — о передаче церковным организациям находившегося в государственной собственности имущества, о статусе музеев, расположенных в церковных зданиях, о проблемах религиозного образования в школе.

1. Назовите позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством.

Важнейшим явлением духовной жизни 1990-х гг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.

2. Определите перемены, которые произошли в духовной жизни страны в 1990-е гг. Что можно отнести к достижениям российской культуры в этот период? Какие возникали трудности?

В идеях и образах российской культуры, особенностях духовной жизни народа отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993 г. и изменение геополитического положения России.

Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретённую творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в непривычные условия. С одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — прекратило финансирование творческой деятельности. Исчезновение социального заказа, государственной поддержки, освобождение от идеологических оков и цензуры, превращение произведений искусства в обычный товар лишили многих деятелей культуры и искусства привычной мотивации творческой активности, повергнув их в глубокую депрессию.

С 1930-х гг. единственным художественным методом в СССР официально признавался метод социалистического реализма. Реакция наступила уже в конце 1980-х гг.: социалистический реализм подвергся критике, многие деятели культуры обратились к авангардному искусству (концептуализм, постмодернизм, неоавангардизм). Однако искусство авангарда обращено к элите, узкому слою знатоков и ценителей. Признание в России и за рубежом получили в 1990-е гг. произведения литературы и искусства, созданные в традиционном реалистическом ключе.

Менялись и общественные настроения. Распад великой единой страны, несправедливые итоги приватизации, повседневные экономические проблемы, неуверенность в завтрашнем дне, социальная незащищённость, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала и единой для всех цели — всё это для многих людей стало куда более тяжёлым испытанием, чем жизнь в советском обществе.

Важнейшим явлением духовной жизни 1990-х гг. стало окончательное стирание границ между российским и мировым культурным пространством, приобщение россиян к новейшим достижениям мировой культуры, современного информационного общества. Однако открытие Запада не ограничилось знакомством лишь с лучшими сторонами его культуры. В страну хлынул поток низкопробных подделок, сыгравших свою роль в падении нравов и росте преступности.

Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно сказалось на интеллектуальном потенциале страны. В целях экономии бюджетных средств резко сократились государственные расходы на развитие науки, образования и культуры. В период с 1985 по 1995 г. затраты на научные исследования уменьшились, по различным подсчётам, почти в 15 раз, затраты на научное оборудование в 20 раз.

Многие научные подразделения прекратили своё существование, некоторые сократили исследования до минимума. Кризисное состояние в науке усугубилось в 1995—1996 гг. кризисом неплатежей. Количество занятых в науке уменьшилось с 2 млн человек в 1990 г. до 1 млн человек в 1995 г., в том числе за счёт эмиграции специалистов, которая приобрела почти массовый характер. К 1996 г. более 70 тыс. научных работников эмигрировали за рубеж, из них около 17 % — это научные сотрудники Российской академии наук. Другая часть специалистов уходила из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых.

3. Расскажите о тенденциях развития литературы в 1990-е гг.

1. Писателям старшего поколения в новых условиях пришлось нелегко. Творчество многих из них было отмечено чертами кризиса. Характерной особенностью стало увлечение публицистическим жанром: он давал возможность критически осмыслить начавшиеся в 1990-е гг. общественные преобразования. Наибольший общественный резонанс имели публицистические статьи А. Солженицына, Л. Бородина, В. Максимова. Писатель В. Белов в очерках о повседневной жизни Русского Севера писал о полной экономической бесперспективности, тягостном душевном состоянии немногочисленных жителей сельской вологодской глубинки, тяжёлой материальной и нравственной ситуации, в которой оказались заслуженные люди, ветераны, пенсионеры. В. Распутин в своих рассказах, придавая описываемому символически обобщённое звучание, создавал собирательный образ некой чёрной силы, агрессивно и безжалостно навалившейся на традиционные русские города и посёлки.

2. Литература отразила растерянность, непонимание, ностальгию людей, порождённые распадом единого государства (повесть Ф. Искандера «Пшада» и др.).

3. В художественной прозе 1990-х гг. нашли отражение и новые обстоятельства жизни, и её новые герои. — «новые русские», безработным, беженцам, бездомным («Окнами на юг: эскиз к портрету «новых русских» 3. Богуславской, «Дон Домино» Ю. Буйды). Основными чертами новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов. В этот период в российской литературе появляются и новые имена. Романы с фантастическими сюжетами и иронично-гротескным отношением ко всему советскому «Чапаев и пустота» и «Generation П» приносят широкую известность молодому писателю Виктору Пелевину.

4. Отражая новые пристрастия читателей и в то же время формируя их, выходят в свет малохудожественные произведения фантастического и детективного жанра малоизвестных авторов.

5. Ностальгическая печаль по уходящей жизни, тоска по идеалу патриархальной России звучат в творчестве В. Распутина. Он стал одним из родоначальников постдеревенской прозы. «В одном сибирском городе», «Россия молодая» и другие его произведения посвящены городу, интеллигенции.

Плодом многолетней духовной эволюции Л. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994). Писатель говорит о противоречиях прогресса, своём отношении к православию и церкви.

В романе «Прокляты и убиты» писатель-фронтовик В. Астафьев подводит итоги своим раздумьям о героизме и пацифизме, трагедии войны, об одиночестве «маленького человека», о его ожесточении и страданиях.

В. Аксёнов в романе «Новый сладостный стиль» (1998) обращает внимание читателей на своё видение внешнего облика и внутреннего состояния современного человека.

6. Иные представления, жанры, художественные приёмы отличают литературу, создаваемую новым поколением писателей. В 90-е гг. внимание читателей привлекли имена ранее неизвестных или малоизвестных писателей: А. Дмитриева, В. Сорокина, Т. Толстой, А. Слаповского, Л. Улицкой и др.

О русском национальном характере и российской истории сатирико-ироничным языком писал В. Пьецух («Четвёртый Рим», «Рука»). Три поколения российской интеллигенции XX в. представлены в повести А. Дмитриева «Закрытая книга», в художественном отношении продолжающей традиции русской реалистической литературы.

В духе постмодернизма работал поэт и писатель Д. Пригов («Пятьдесят капелек крови»). Премии им. Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Сосноры «Куда пошёл? И где окно?». Лидерами метафорической поэзии 1990-х гг. стали А. Ерёменко («Громадный том листали наугад...») и И. Жданов («Пророк»).

4. Как изменился репертуар отечественных театров?

Много нового произошло в российской театральной жизни. Ушли в прошлое характерные для советского театра порядки: необходимость утверждать репертуарные планы и исполнителей, эзопов язык, приучивший и зрителей, и артистов искать скрытый смысл, двойное дно в каждой фразе и реплике. На первое место вышли художественные проблемы: режиссёрские решения, яркость образов, способы их воплощения.

Актёры получили возможность самостоятельно осуществлять театральные постановки. Известные молодые исполнители (А.А. Соколов, О.Е. Меньшиков, С.Б. Проханов, А.О. Табаков и др.) выступили в качестве популярных режиссёров. Получили признание публики возникшие во второй половине 1980-х гг. театры-студии, камерные театры («Театр Луны», «Табакерка», «Театр-студия на Юго Западе» и др.).

Режиссёры стали смелее трактовать классические сюжеты. Государственной премией России был отмечен спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя московского театра «На Покровке». Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжил театр под руководством П.Н. Фоменко.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

5. Что такое коммерциализация культуры? Приведите примеры.

Коммерциализация культуры – перевод учреждений культуры на самоокупаемость,

прекращение государственного финансирования творческой деятельности. Исчезновение социального заказа, государственной поддержки, освобождение от идеологических оков и цензуры, превращение произведений искусства в обычный товар лишили многих деятелей культуры и искусства привычной мотивации творческой активности, повергнув их в глубокую депрессию. Например, производство кинофильмов, постановка спектаклей, организация выставок художников.

6. Как кризисное состояние российского общества отразилось на развитии отечественной науки в 1990-е гг.?

Кризисное состояние российского общества на начальном этапе реформ негативно сказалось на интеллектуальном потенциале страны. В целях экономии бюджетных средств резко сократились государственные расходы на развитие науки, образования и культуры. В период с 1985 по 1995 г. затраты на научные исследования уменьшились, по различным подсчётам, почти в 15 раз, затраты на научное оборудование в 20 раз.

Многие научные подразделения прекратили своё существование, некоторые сократили исследования до минимума. Кризисное состояние в науке усугубилось в 1995—1996 гг. кризисом неплатежей. Количество занятых в науке уменьшилось с 2 млн человек в 1990 г. до 1 млн человек в 1995 г., в том числе за счёт эмиграции специалистов, которая приобрела почти массовый характер. К 1996 г. более 70 тыс. научных работников эмигрировали за рубеж, из них около 17% — это научные сотрудники Российской академии наук. Другая часть специалистов уходила из сферы интеллектуального труда, прежде всего из науки, в другие сферы. Работа в науке стала относиться к категории низкооплачиваемых.

1. Используя дополнительную литературу, воспоминания родственников, расскажите об изменениях в системе образования в 1990-е гг.

В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказалось проблемой более актуальной.

Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обязательным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госминимума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.

В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровневую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. На парламентских слушаниях на тему «Образование и национальная безопасность России (май 1996 г.) отмечалось, что каждый десятый молодой россиянин находится вне каких бы то ни было форм обучения и трудовой занятости. Это способствует росту преступности среди молодежи, темпы которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.

Для сохранения системы образования потребовалось введение образовательных государственных стандартов, включающих в себя обязательный федеральный и региональный минимумы учебных предметов в школьных программах. В новой редакции закона «Об образовании» было записано, что полное среднее образование остается общедоступным и бесплатным. Законом об образовании 1992 г. предусматривались ежегодные затраты на образование на уровне не менее 10% национального дохода. Фактически этот уровень составил в 1992 г. 4,6%, в 1993 г. — 5,8%, в 1994 г. — около 3%.

Бюджетное финансирование принимаемых законодательных актов не было обеспечено, тем не менее к середине 90-х гг. выросла престижность образования и понимание его необходимости. Если в 1992 г. в 10-й класс из 9-го поступало 52—54% учеников, то в 1996 г. — 58—60%; если в 1992 г. лишь 20% старшеклассников считали, что знания им нужны для будущего, то в 1996 г. — более 50%. В 1992 г. в университетах на первое место претендовало в среднем 2 человека, в 1997 г. — 5 человек, в юридические вузы — 10, а не 8, в технические — 2,2, а не 1,8.

Потребность общества в повышенном уровне образования растет, и на этой волне общественного интереса система образования имеет все возможности не только выжить, но и стать более совершенной, так, еще с конца 80-х гг. началась дифференциация образования по склонностям и способностям детей. Творчески сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи со специализацией по целому циклу предметов или углубленному изучению отдельных дисциплин; во многих школах появились профильные классы: математические, гуманитарные, естественные. В средней школе существуют бесплатные (обязательные) и платные (дополнительные) предметы, все чаще в школу приглашают вузовских преподавателей, чтобы ликвидировать разрыв между уровнем подготовки выпускников школы и требованиями высшей школы. В средней школе допускаются различные формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание и др. Главная проблема школы — положение учителя, который по уровню зарплаты находится на самом низу социальной лестницы, отсюда — падение престижа учителя, прочная «феминизация» школы, постоянная нехватка квалифицированных учителей. В 1995—1996 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях не хватало около 13,5 тыс. учителей.

Система общего профессионального образования в 90-е гг. обогатилась новыми типами учебных заведений — лицеями и колледжами. Учебные программы лучших образовательных учреждений этого типа более обширны, нацелены на овладение наиболее современными и нужными специальностями.

В систему высшего образования входят университеты, академии и институты. В 1992 г. в стране насчитывалось 535 государственных вузов, в 1997 г. их количество выросло до 573. За это же время число студентов на 10 тыс. населения увеличилось с 176 до 196 (самый высокий уровень был в 1970 г. — 189 студентов). В высшей школе продолжаются реформы, начатые в 1987 г.: изменяется организация учебного процесса, углубляется дифференциация программ посредством введения многообразных и многочисленных учебных курсов. Предпринимаются попытки отойти от традиционного пятилетнего курса обучения, поделив его на две ступени — бакалавриат и магистратуру. В большинстве государственных вузов были созданы коммерческие отделения, в том числе и для желающих получить второе высшее образование, частично и аспирантура также стала платной.

С 1992 г. стал активно формироваться негосударственный (частный) сектор образования. Частные начальные и средние школы привлекают индивидуальным подходом к учащемуся (в том числе и к «трудному», который не ужился в государственной школе), малой наполняемостью классов, разнообразием учебных предметов и услуг, иногда — высоким качеством преподавания. В 1994—1995 учебном году в Российской Федерации насчитывалось примерно 450 негосударственных начальных и средних школ, в которых обучалось около 40 тыс. школьников.

Частные вузы выдерживают конкуренцию с государственными в связи с ажиотажем вокруг экономического, юридического и филологического образования и за счет большей прикладной направленности преподавания. В 1997 г. в стране насчитывалось свыше 240 негосударственных вузов. Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. поставил частные вузы в неравные условия с государственными, обязав их получать государственную аккредитацию.

Возникновение и развитие частного образования является, безусловно, положительным фактором, поскольку позволяет удовлетворять разнообразные потребности людей в образовательных услугах, придает системе образования необходимый динамизм, открывает простор конкуренции и творческому росту.

3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, созданных в 1990-е гг. Напишите в тетради эссе-впечатление.

Сиби́рский цирю́льник — российский художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова 1998 года.

Слоган фильма — «Он русский. Это многое объясняет».

В 2000 году был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

В ролях

Олег Меньшиков — Андрей Толстой, юнкер Императорского училища / Эндрю Маккрекен, американский кадет, сын Андрея Толстого и Джейн

Джулия Ормонд — Джейн МакКрекен

Ричард Харрис — Дуглас МакКрекен, изобретатель

Алексей Петренко — Николай Карлович Радлов, генерал

Марина Неёлова — мать Толстого

Владимир Ильин — Мокин, капитан, старший надзиратель над юнкерами

Даниэль Ольбрыхский — Копновский

Анна Михалкова — Дуняша

Марат Башаров — Полиевский, юнкер

Никита Татаренков — Алибеков, юнкер

Георгий Дронов — Назаров, юнкер

Артём Михалков — Бутурлин, юнкер

Действие происходит в России 1885 года и состоит в том, что незаурядный американский изобретатель привозит в Россию чудо-машину «Сибирского цирюльника». Этакое приспособление, предназначенное для подвалки леса. Чтобы поддержать этого самого изобретателя Дугласа МакКрэкена в Россию с ним приезжает авантюристка Джейн Кэлэген, у которой имеются связи с русскими чиновниками. И вот, конечно же, вокруг этой самой Джейн закручивается любовная история… У нее появляется сразу два ухажера: престарелый генерал Радлов, вдруг решивший жениться, и нечаянно встретившийся на пути Джейн молодой юнкер императорского военного училища Андрей Толстой.

Большую часть фильма снимали в самом маленьком городе Нижегородской области, а именно в Горбатове. Город расположен в 61 км. от Нижнего Новгорода, население его составляет чуть больше двух тысяч человек. И вот теперь представьте, по словам очевидцев, съемки напоминали военную операцию. Еще бы, 250 актеров, несколько тысяч человек массовки, самолеты, вертолеты, огромное количество машин, обслуживающих этих самых товарищей… И все это в малюсеньком Горбатове…

Познакомьтесь с одним из произведений искусства, созданных в 1990-е гг. Напишите в тетради эссе- впечатление

Михалков распорядился обучать актеров игравших юнкеров и офицеров по уставам строевой и караульной служб конца XIX века, в Костромском военном училище.

Для съемок фильма было отключено внутреннее освещение кремлевских звезд по личной просьбе Михалкова. До этого звезды отключались только однажды, во время Великой Отечественной войны…Также Михалков проложил рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить конку (конно-железная городская дорога, если кто не знает). На Соборной площади Кремля снято несколько сцен.

Ну и второй факт: помните сцену про масленицу, момент с кулачными боями на льду, ну так вот, снимали ее на Новодевичьем пруду. Погода не располагала тому, чтоб лед был крепок и держал актеров, съемочную группу и причиндалы необходимые для съемок, так как было тепло, 10-12 градусов со знаком плюс. Чтобы лед не таял, его поливали жидким азотом и посыпали сухим искусственным льдом.

Ну так и что же в кульминации фильма? А ничего хорошего, Толстой отправляется на каторгу в Сибирь, разлучившись с возлюбленной…

Познакомьтесь с одним из произведений искусства, созданных в 1990-е гг. Напишите в тетради эссе-впечатление

Есть в фильме вторая сюжетная линия… 1905 год. Видим сцену, в которой рассказывается про курсанта военного тренировочного лагеря, почитающего Моцарта. Портрет композитора висит у него над кроватью, за что парнишка подвергается нападкам со стороны туповатого сержанта О’Лири по кличке «Бешеный Пес». Юный курсант категорически отказывается подчиняться и произносить в адрес Моцарта оскорбительные фразы, за что носит в наказание противогаз. Ну так вот, этот мальчик оказывается сыном Андрея Толстого и Джейн. Суть этой сцены отражает фраза: «Он русский. Это многое объясняет».

4. Обсудите в классе, можно ли называть изменения в духовной жизни в 1990-е гг. культурной революцией.

Изменения в духовной жизни в 1990-е гг. можно назвать культурной революцией. В подтверждение смотри ответы на вопросы выше.

5. Сравните развитие в 1990-е гг. западного киноискусства и отечественного кинематографа. Сделайте выводы.

Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке.

Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с этой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор!» (1993), «Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995).

Первым хитом этого времени была картина «Брат» (1997) Алексея Балабанова, затем его же фильм «Про уродов и людей» (1998) и другое кино, отражавшее пессимистические настроения. Среди сценаристов выделяются Алексей Саморядов и Пётр Луцик («Окраина», 1998).

Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Однако в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется, что режиссёр Карен Шахназаров связывает с «дефицитом организации» в кино.

Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Одним из наиболее ярких артхаусных режиссёров девяностых стала Кира Муратова.

Начиная с конца 1990-х годов, в республиках России формируется свой национальный кинематограф. Снимаются фильмы на татарском, якутском и прочих языках. Эти фильмы имеют более локальное распространение, однако в некоторых регионах занимают до 20 % прокатного времени и по популярности обгоняют зарубежные блокбастеры

6. Проиллюстрируйте подтверждающими и опровергающими примерами тезис о том, что в 1990-е гг. российская культура в полной мере вошла в мировое культурное пространство.

В 1990-е гг. российская культура в полной мере вошла в мировое культурное пространство: активное участие в международных конкурсах и фестивалях, реализация совместных проектов в кино, театре, музыке и т.д.