Подробное решение Темы Гуморальная регуляция по биологии Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Сонин Н.И., Сапин М.Р.
36. Запишите определения.
Гуморальная регуляция – координация деятельности внутренних органов, осуществляемая через кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью гормонов.
Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Гормоны выделяются в кровь и действуют на органы-мишени, оказывая влияние на их работу и обеспечивая гуморальную регуляцию функций организма.
Железы внутренней секреции (эндокринные) – железы человека, не имеющие протоков и выделяющие вырабатываемые вещества в кровь или лимфу (гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидные железы, вилочковая железа, надпочечники, клетки поджелудочной железы – островки Лангерганса и половых желез).
37. Рассмотрите рисунок, изображающий железы человека. Напишите их названия.
38. Заполните таблицу.
39. Заполните таблицу.
40. Почему поджелудочную и половые железы называют железами смешанной секреции?
Потому что эти железы нашего организма выполняют двойную функцию, т. е. действуют одновременно как железы внутренней и внешней — смешанной — секреции.
Поджелудочная железа выделяет пищеварительный сок, поступающий в двенадцатиперстную кишку; одновременно отдельные ее клетки функционируют как железы внутренней секреции, вырабатывая гормон инсулин, регулирующий обмен углеводов в организме.
Половые железы образуют половые клетки и вырабатывают гормоны, регулирующие рост и созревание организма, формирование вторичных половых признаков.
41. Объясните, какова причина возникновения диабета.
Основная причина возникновения диабета – это снижение выработки инсулина. Это приводит к тому, что большая часть глюкозы не может проникнуть из кровеносных сосудов дальше в ткани органов. В результате клетки различных тканей остаются без важнейшего источника энергии — глюкозы, которая в итоге выводится из организма с мочой.
42. Вспомните материал курса «Зоология». Определите типы нервных систем, изображённых на рисунке. Напишите их названия. На изображении нервной системы человека подпишите её части.
1. У гидры - диффузная (в виде сеточки);
2. У планарии – стволовая нервная система (ортогон);
3. У насекомых - узловая нервная система, или сложная ганглионарная система;
4. У человека – трубчатая нервная система. 1. Головной мозг; 2. Спинной мозг; 3. Нервы.
43. Изучите материал учебника и дополните предложения.
Основу нервной системы составляют нервные клетки — нейроны. Они выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний — рецепторов.
44. Запишите определения.
Дендриты — обычно короткие отростки нейрона, дихотомически ветвящиеся, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводят нервные импульсы к телу нейрона.
Аксоны — обычно длинный отросток нейрона, приспособленный для проведения возбуждения и информации от тела нейрона или от нейрона к исполнительному органу.
Серое вещество — главный компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, включающий клеточные тела нейронов, нейропиль (частично: дендриты, безмиелиновые аксоны, отростки глиальных клеток), глиальные клетки (астроциты и олигодендроциты), а также капилляры.
Белое вещество — компонент центральной нервной системы позвоночных животных и человека, состоящий главным образом из пучков покрытых миелином аксонов.
Рецепторы — специфические нервные образования, являющиеся окончаниями чувствительных (афферентных) нервных волокон, способные возбуждаться при действии раздражителя.
Синапсы — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой.
45. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».
46. Запишите определения.
Нервы — это тончайшие волокна, состоящие из клеток, которые называются нейронами. Пучки нервных волокон, покрытые обей оболочкой.
Нервные узлы (ганглии) — скопление нервных клеток, состоящее из тел, дендритов и аксонов нервных клеток и глиальных клеток.
47. Изучите материал учебника и дополните схему «Строение нервной системы».
48. Объясните, почему вегетативную нервную систему называют автономной системой.
Потому что эта система обычно не контролируется нашим сознанием, в отличие от соматической нервной системы. Она управляет работой внутренних органов, обеспечивая их наилучшую работу при изменениях внешней среды или смене рода деятельности организма.
49. Запишите определения.
Рефлекс — ответные реакции организма на воздействия внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы. Различают условные и безусловные (врожденные) рефлексы.
Рефлекторная дуга — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса.
50. Рассмотрите рисунок «Рефлекторная дуга сгибательного рефлекса» на с. 57 учебника. Зарисуйте и подпишите схему рефлекторной дуги, состоящей из трёх нейронов.