9. Экологическое состояние пришкольной территории

Подробное решение доклад / тема главы 11 9 по биологии для учащихся 11 класса, авторов А.В. Теремов, Р.А. Петросова Углубленный уровень 2017



В последнее время в современном мире всё острее встают вопросы экологии окружающей среды. Такой средой для школьника, прежде всего, является школа, та среда в которой он проводит значительное количество своего времени. В связи с этим, вопросам благоустройства и озеленения пришкольного участка придаётся большое значение, т. к. он играет важную санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

Санитарно-гигиеническое значение растений заключается в том, что они оздоровляют местность, очищают воздух о пыли и вредных газов. В процессе фотосинтеза растения поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород, улучшая микроклимат.

Некоторые растения, используемые для оформления пришкольного участка, вырабатывают и выделяют в атмосферу особые целебные вещества – фитонциды, губительно воздействующие на болезнетворные микроорганизмы. Большое количество фитонцидов выделяет ель обыкновенная, можжевельник обыкновенный, черемуха обыкновенная, тополь бальзамический, смородина черная. Фитонциды способствуют профилактике и лечению болезней верхних дыхательных путей человека.

Ценными лекарственными свойствами обладают и береза, рябина, черемуха, лимонник.

Зелёный участок должен занимать не менее 45% – 50% общей площади пришкольной территории. Размещать и подбирать растения следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный сад в течение всего года. На территории пришкольного участка должно быть место для учебно-опытного плодово-ягодного сада и огорода, декоративные и защитные древесно-кустарниковые насаждения, цветники, газоны и живые изгороди.

Знакомство с планировкой пришкольной территории

Школа и прилегающий к ней пришкольный участок, находятся на территории поселка ФЗО.

ФЗО – поселок, располагается на окраине города

Наша школа находится на улице Заводской, в центре поселка и окружена расположенными близко к ней жилыми домами.

В ходе знакомства с планировкой пришкольной территории учащиеся составили карту поселка, включающую близко расположенные дома, магазины, учреждения быта, автострады и т. д. Отметили на карте положение школы и измерили расстояние до ближайшего жилого дома,автострады и т.д.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о соответствии планировки пришкольного участка лицея санитарно-гигиеническим нормам:

-учебно-опытная зона расположена по периметру здания и представлена участками различных культур. Участок с декоративными культурами расположен также вблизи здания. Недостатком является небольшое количество групповых и одиночных посадок растений на фоне газона;

-спортивная площадка и зона отдыха достаточно, удалены от классных комнат и отделяются от окон учебных помещений полосой зелёных насаждений (кусты сирени, акации). Кроме этого, в местах отдыха высажены деревья с широкими кронами для защиты от солнечных лучей;

-хозяйственная зона размещается со стороны входа в производственное помещение столовой и имеет отдельный въезд с улицы.

Изучение зеленой защитной полосы пришкольного участка

Зелёные насаждения играют положительную роль в создании микроклимата, обеспечивают условия для отдыха на открытом воздухе, защищают школу от шумового загрязнения, очищают воздух.

Изучив данные, собранные в результате измерения основных показателей, которые характеризуют зелёную защитную зону пришкольной территории, состояние зелёной полосы пришкольного участка лишь частично соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Ширина защитной полосы зелёных насаждений соответствует норме только со стороны автомагистрали, на границе территории и жилых домов ширина защитной полосы меньше нормы, либо отсутствует совсем. Также не соответствует норме площадь деревьев и кустарников по периметру крон, приходящаяся на одного человека. Заметно меньше и количество деревьев, произрастающих на территории пришкольного участка, площадь которого 29584 кв. м.

Определение видового состава растительности пришкольной территории

Следующим этапом нашей работы было определение состояния древесных и кустарниковых форм, а также видового состава, произрастающего на данной территории. Результатом данных исследований является составленный перечень растений.

Видовой состав деревьев:

Ель обыкновенная, Тополь серебристый, Тополь обыкновенный, Яблоня сибирская, Клён ясенелистый, Орех маньчжурский.

Произведя несложные расчеты, мы выяснили, что озеленение пришкольной территории составляет примерно 24%, это почти в 2 раза меньше нормы.

Анализируя проведённые исследования пришкольного участка, экологическое состояние пришкольной территории можно охарактеризовать как удовлетворительное.

Предложения по озеленению участка

Предлагается внести в планировку пришкольного участка следующие элементы благоустройства:

1. Расширить видовое разнообразие деревьев и кустарников;

2. Посадить деревья и декоративные кустарники по всему периметру школьного забора;

3. Вокруг игровой зоны посадить плодово-ягодные деревья и низкорослые кустарники;

4. Разбить питомник из необходимых для озеленения школы древесных, кустарниковых и травянистых культур.