8. Глобалистика. Модели управляемого мира

Подробное решение доклад / тема главы 11 8 по биологии для учащихся 11 класса, авторов А.В. Теремов, Р.А. Петросова Углубленный уровень 2017



Основными признаками, характеризующими процесс глобализации являются следующие:

– мировое экономическое сообщество из совокупности взаимосвязанных (в той или иной степени)стран превращается в целостную экономическую систему (планетарную экономику). Национальные хозяйства (экономики) оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их перспективы в меняющемся мире определяются ходом развития этого организма как целого;

– характеризуется сложным процессом трансформации национально-государственной формы организации мирового хозяйства в новую форму. Международные экономические процессы перерастают из межстрановых, более или менее эффективно регулировавшихся в одностороннем, двустороннем или многостороннем порядке национальными государствами, во внестрановые, практически полностью не поддающиеся государственному регулированию;

– снижение регулирующих функций национального государства, которое уже не может, как прежде, защищать национальную экономику от нежелательных внешнеэкономических воздействий. У национального государства появляются новые функции, меняются или исчезают прежние (экологическая, экономическая дипломатия, антимонопольное регулирование и т. д.);

–государственно-монополистический капитализм приобретает международные формы интеграционных объединений в виде «общего рынка», например, преобразовавшегося в Европейский Союз (ЕС). Быстро развивается транснациональный капитал;

–финансовая сфера (особенно фондовый рынок) приобретает глобальные масштабы. Это существенно меняет условия хозяйственной деятельности. Международное движение капиталов в виде займов, кредитов, торговли ценными бумагами, валютных операций практически в 50 раз превышает мировой товарооборот. Финансовые рынки функционируют в значительной мере обособленно от развития воспроизводственных процессов в реальном секторе экономики.

Таким образом, анализ теории и методологии глобализации в отечественной и зарубежной литературе позволил сделать вывод, что глобализация – это современный необратимый процесс преобразования мирового хозяйства в единую зону с единым экономическим, политическим, социо-культурным, информационным пространством, в рамках которого беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги и информация стимулируя тем самым развитие современных институтов и механизмов их взаимодействия.

На наш взгляд необходимо выделить следующие специфические особенности феномена глобализации:

Во-первых, глобализация – это современный, объективный и необратимый процесс, присущий постиндустриальному обществу, этап длительного исторического процесса интернационализации рынка и производства, формирования финансового капитала, который проходит через все цивилизации и внутри каждой.

Во-вторых, глобализация – не просто новый этап интернационализации или новый уровень интегрированности экономической деятельности. Это качественно новое состояние мировой экономики, возникшее на определенном временном рубеже – в конце XX и продолжающееся в XXI столетии.

Рассмотрим технократически-однополярную модель, которая отражает тенденции, преобладающие на современном этапе развития глобализации и определяют ее современный облик.

Этой модели присущи следующие характерные черты.

Во-первых, исходное положение модели состоит в том, что к концу ХХ века утвердилось господство рынка, демократии и системы ценностей западной цивилизации. Движение в будущее стало односторонним, наступило состояние, которое Ф. Фукуяма назвал «концом истории». Это и определяет общий фон динамики мирового сообщества, на котором могут развиваться процессы глобализации в XXI веке.

Во-вторых, лидерами в процессах глобализации должны выступать цивилизации и страны, которые являются выражением победившего социально-экономического строя, и, прежде всего это США и Западная Европа. Отсюда многоуровневый, многослойный характер глобального мира. Верхний, лидирующий уровень – страны с высоким уровнем доходов, которые концентрируют у себя основные финансовые ресурсы и присваивают выгоды от глобализации.

Из этой концепции следует утверждение однополярного мироустройства при ведущей роли США.

Рассмотрим вторую модель глобализации – гуманистически-ноосферную.

Данная модель исходит из того, что постиндустриальное общество, является гуманистически-ноосферным по своему содержанию, приоритет в нем отдается творческому началу и обеспечению достойных условий жизни и развития каждому человеку, каждому народу и каждой цивилизации. Первым приоритетом, основой богатства наций становится сфера духовного воспроизводства – наука и образование («общество знаний»), высокая культура и гуманистическая этика. Такое общество может быть построено лишь в глобальных масштабах, оно несовместимо с расколотой цивилизацией, безоговорочным мировым лидерством одной сверхдержавы и тем более с неоколониализмом отставших стран.

Альтернативная модель глобализации ориентирована на сохранение и обогащение разнообразия цивилизаций и культур. Не случайно сейчас наблюдается тенденция возрождения значимости цивилизационных и национальных ценностей и особенностей. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 ноября 2001 г. «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями» подчеркнуто, что «все цивилизации прославляют единство и многоликость человечества и получают дальнейшее развитие благодаря диалогу с другими цивилизациями»; что «несмотря на препятствия, возводимые нетерпимостью и агрессией, на протяжении всей истории происходило конструктивное взаимодействие между различными цивилизациями»; что «достижения цивилизаций являются коллективным наследием человечества».

Возможности раскола и столкновения цивилизаций необходимо противопоставить альтернативу их активного диалога, делового сотрудничества и партнерства в решении узловых глобальных проблем XXI века.

Главной целью альтернативной модели глобализации является сокращение разрыва в уровне социально-экономического, научно-технологического и экологического развития различных стран и цивилизаций. Следует отметить, что этот разрыв появился при индустриальном обществе.

Очевидно, что изменение модели глобализации возможно лишь в условиях многополярного мироустройства. Преобладающая сегодня тенденция формирования однополярного мира, диктата единственной сверхдержавы, по сущности, бесперспективна. Дело не только в исторических аналогиях (подобные попытки не раз предпринимались в прошлом, и завершались крахом – Римская империя, Монгольская империя, охватившая практически всю Евразию, Британская империя, фашистский рейх и т. п.). Но стремление к мировому господству неизбежно вызывает активное противодействие со стороны отдельных стран и цивилизаций и в то же время подрывает силы страны, претендующей на мировое господство.

Нельзя измерять превосходство стран и цивилизаций по их военной и экономической силе. Необходимо становиться на путь сотрудничества и партнерства в решении острейших глобальных проблем. Такова основа становления альтернативной, гуманистически-цивилизационной модели цивилизации, учитывающей и укрепляющей разнообразие цивилизаций и культур и их взаимное обогащение.

Второе чрезвычайно важное научное открытие глобалистики состоит в том, что разрушительный ход истории человечества можно переломить единственным путём преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Это должно стать самым крупным, научно взрывным актом всей истории человечества.

Научно-революционную реконструкцию мира можно осуществить лишь на основе модели управляемого мира. В известных научных моделях мир состоит из двух элементов – биосферы и человечества. В интегральном элементе – человечестве скрыты особенности возмущения биосферы отдельной страной мира. Поэтому все эти модели не могут быть моделями управляемого мира в принципе.

А.П.Федотов предложил совершенно новую модель мира, состоящей из трёх элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Взаимодействия же между этими тремя элементами модели, а также внутренние взаимосвязи в самом человеческом обществе описываются с помощью совершенно новой системы обобщённых количественных параметров мира: индекса антропогенной нагрузки, индекса устойчивости развития, рентного числа (ренты) и индекса социально-экономической дисгармонии общества. Первые три параметра рассчитаны для большинства стран мира. Новая модель вскрывает особенности поведения каждой страны в её взаимодействии с биосферой и миром в целом. Появляется возможность воздействия мирового сообщества на поведение отдельной страны.

Новая модель становится моделью управляемого мира. Первый эффективный механизм управления – взимание ренты со стран мира за пользование биосферой. Рентные деньги должны идти на сохранение естественной природы Земли.

Рентное число, или рента в относительной 100-балльной шкале – это количественное (числовое) значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде представляемой территории, так и антропогенную нагрузку (возмущение) страной биосферы в виде биопотребления, пропорционального численности населения страны, и энергопотребления. Первые пять стран с наибольшими рентными числами, наиболее возмущающие биосферу, таковы: Япония (100,0), США (85,0), Германия (54,3), Индия (50,7) и Китай (46,7).

Удивительно рентное число! В одном единственном числе содержится полная эколого-социально-экономическая характеристика страны и её ответственность перед другими странами и биосферой.

Модель управляемого мира с системой обобщённых параметров мира открывает необычайные возможности по изучению и конструированию управляемого, научно и духовно организованного, жизнеспособного мира.

Сам процесс исторического преобразования стихийного мира в управляемый мир должен осуществляться на научной основе, на основе законов, направляющих этот процесс.

Из установленных глобалистикой целого ряда законов, назовём, для примера, лишь четыре.

1. Закон о прекращении суммарного мирового экономического роста на уже антропогенно перегруженной Земле и о преобразовании его в гармоничное развитие человека.

2. Закон о стабилизации общей численности населения мира с полным сохранением разнообразия народов мира.

3. Закон об опережающем конструировании единой Земной управляемой цивилизации относительно конструирования гармонично вписываемых в неё моделей отдельных стран.Сколь совершенны ни были бы стратегии развития отдельных стран, будь то США, Россия или Китай, каждая страна мира в традиционно движущейся истории будет разрушена как часть разрушаемого единого мира. В саморазрушающемся мире становится бессмысленной борьба за мировое господство.

4. Закон об оптимальной эколого-социально-экономической системе Земной управляемой цивилизации. (Вероятнее всего такой системой станет управляемая, научно и духовно организованная, плановая система, например, типа экологического социализма).

Дадим комментарий к последнему закону.

Альберт Эйнштейн: «Все нации будут благодарны России за то, что она несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала осуществимость планового хозяйства».

Бывший вице-президент США Альберт Гор в книге «Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух» констатирует:

«… всё это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации, порождённого её внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели».

«Я пришёл также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя».

Хорошо известно, что под цивилизацией понимается западная цивилизация, в основе которой лежит стихийная капиталистическая система с ее либеральными ценностями.

Одним из кардинальных вопросов в учении о ноосфере, основы которой заложены В.И. Вернадским, является вопрос о начале отсчёта эпохи ноосферы. Какими характеристиками должно обладать мировое общество в исторический момент вступления в эпоху ноосферы? Несомненно, он волновал и Вернадского. Вопрос принципиально важен, поскольку непосредственно связан с глубинной сутью ноосферы.

Вопрос оставался открытым на протяжении ХХ века. Лишь глобалистике удалось дать на него ответ, установив количественные критерии ноосферы.

Для долговременной жизнедеятельности Земной цивилизации необходимо установить гармонию как во взаимодействии общества и природы, так и во взаимодействиях внутри самого общества. В связи с этим необходимы два количественных критерия ноосферы.

Глобалистика показала, что биосфера может выполнять свою жизненную функцию, если плотность мощности антропогенной нагрузки на сушу Земли не будет превышать примерно 70 кВт/кв. км. Это – первый критерий. Второй критерий назван выше: индекс социально-экономической дисгармонии мирового общества не должен превышать 10-15.

Учитывая это глобалистика даёт следующее определение термина и понятия «ноосфера».

Ноосфера – непрестанно расширяющаяся во времени и пространстве сфера господства разума и духа, сфера жизнедеятельности Земной ноосферной цивилизации (Земной управляемой цивилизации), ядром которой служит историческая биосфера Земли с её 3,5 миллиарднолетней эволюцией. Не ограниченная во времени жизнедеятельность цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы, регламентированным непревышением плотности мощности антропогенной нагрузки примерно 70 кВт/кв. км., и гармонией внутри самого мирового общества, обеспечиваемой при индексе социально-экономической дисгармонии общества не более 10-15.

Чтобы войти в эпоху ноосферы человеческий разум и дух должны совершить титаническую работу, доказать при этом свою всесильность. Решить эту сложнейшую задачу должна помочь философия глобалистики. Новое понимание мира, видение его проблем потребовало разработки нового понятийного аппарата этой науки, который включает в себя аксиомы, понятия, термины. Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук (экология, социология, экономика, демография, энергетика, философия), познав пределы и возможности Земли и её биосферы, приобрела свои методологические функции, задавая ориентиры развитию другим наукам. В частности, глобалистика установила ограничения на рост экономики, энергетики, численности населения по миру в целом.

Избежать глобальную катастрофу можно, лишь создав принципиально новую Земную управляемую цивилизацию. Это будет одна из высокоорганизованных, высокоинтеллектуальных, высокодуховных космических цивилизаций Вселенной. Для указанной цели разработаны и научно-конструктивные основы модели будущей цивилизации. Само создание управляемой цивилизации будет означать доселе неизвестный факт чрезвычайной важности: история человечества становится управляемой историей человечества. Ведущим же принципом развития жизнеспособной Земной цивилизации является непрерывное возрастание её управляемости и организованности.

Хочется кому-то или не хочется, но именно юной Глобалистике удалось показать восходящее движение истории человечества в далёкое будущее и заложить научно-конструктивные основы величайшего преобразования Земной стихийной цивилизации в Земную управляемую цивилизацию. Именно поэтому Глобалистика может оказаться верной советчицей и помощницей для тех писателей и поэтов, которые свой талант и свою страсть отдадут ноосферному будущему человечества. Глобалистика возникла не на пустом месте, не как случайное видение общечеловеческих проблем. Она является результатом развития всей философской мысли лучших умов человечества. Накопившиеся проблемы к двадцатому столетию лишь подтолкнули думающих людей к решительным выводам, к созданию обобщающих положений и более строгих научных теорий.