§5. Методы биологических исследований

Подробное решение параграф § 5 по биологии для учащихся 10 класса, авторов Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Базовый уровень 2018

Вопрос 1. С какими методами биологических исследований вы знакомы, какие умеете применять?

Любое биологическое исследование включает наблюдение, сравнение, описание и эксперимент. Наблюдение и описание обеспечивают накопление фактического материала, отражающего объекты и явления природы. Метод сравнения даёт возможность выявлять сходство и различия между организмами, видами, другими биосистемами и их частями. Эксперимент представляет собой воссоздание изучаемого объекта или явления в специально подготовленных и контролируемых условиях. Он позволяет активно изучать природные явления и проверять гипотезы, выдвигаемые в результате наблюдения, сравнения и других методов исследований.

Вопрос 2. Понаблюдайте за поведением серой вороны на улице. Опишите в дневнике наблюдений её повадки.

Серые вороны – это достаточно подвижные и активные пернатые, которые любят неторопливо ходить из стороны в сторону. Также эта птица очень любит разнообразные развлечения, к примеру, ее любимыми аттракционами являются: планирование в воздухе, раскачивание на проводах, скатывание по наклонной поверхности крыш.

Вопрос 3. Понаблюдайте за стайкой воробьев осенью: чем они питаются? Как ведёт себя стая при опасности и при обнаружении корма?

Питаются воробьи в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав. При недостаточном количестве корма воробьи могут затеять драку.

Живой мир и культура

Вопросы для обсуждения

1. Что такое культура?

Культура — это творческое отражение и преобразование природы в человеческой деятельности, ступень общественного сознания.

2. Как отражается взаимодействие человека и природы в различных формах культуры?

Человек берёт из природы нужные материалы, и делает из этих материалов различные предметы. К примеру из дерева делают мебель. Чем выше уровень развития человека, тем больше он преобразовывает природу. Однако, чем выше уровень его культуры, тем больше человек начинает заботиться о природе.

3. Какую роль играет живая природа в развитии культуры?

Природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами: первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам помимо традиционного приготовления пищи такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды. Природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются под воздействием впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Природа оказывает сильное воздействие на традиционную народную культуру, что находит выражение в специфических привычках, обычаях, обрядах. Обряды превращают природные объекты в элементы духовной культуры. в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах.

4. Как осуществлялась передача достижений культуры новым поколениям в первобытном обществе и как это происходит в настоящее время?

В древнем мире чаще всего передача достижений культуры передавалась с помощью метода : Делай как я.

То есть, мастер учил молодого ученика тому, что он уже успел научиться сам и чему научили его предки.

Кроме личного примера, в качестве культурных ценностей передавались постройки, строения, также, когда появилась письменность, то велись записи о событиях. Дошли до наших времен и поэмы, и письма к возлюбленным из фараонских времен.

Когда появилось книгопечатание, то книги стали одним из способов передачи культурных ценностей.

Не стоит забывать о музыке, кинематографе, картинах и скульптурах, созданных художниками.

Сегодня же буквально любое культурное событие, даже одномоментное, можно записать в цифровом формате и хранить для потомков.

Так, например, каждый спектакль — это новая подача и импровизация — и, если раньше люди могли судить о том или ином спектакле, лишь побывав там лично, то сегодня можно все смотреть в записях.

В наше время созданы хорошие условия для того, чтобы хранить для новых поколений и передавать им все культурные ценности.

5. Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?

В культурологии, искусствоведении и науке этот культурный процесс рубежа XIX — XX вв. получил название "декаданс", а искусство и литература — декадентские. Главное свойство и особенность декаданса — растерянность перед резко изменявшимся миром: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.

Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм. В переводе с французского модернизм — "новый, современный".

К понятию "модернизм" близко другое понятие — "авангард" (фр. передовой отряд), объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.

Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.

Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он претерпел многоаспектные изменения, по — разному себя проявляя, но ярче всего — как неореализм, особенно в кинематографе (Л. Висконти, М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер, А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял задачу правдивого отражения социального бытия, борьбу за социальную справедливость и достоинство человека. Принцип неореализма нашел свое выражение и в искусстве (Р. Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер, Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций неореализма творили писатели и художники: Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.