Михаил Васильевич Ломоносов 37-43стр.

Подробное решение Страница 37-43стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. Чем необычна биография М. В. Ломоносова?

Биография великого российского учёного и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова со временем наполнилась мифами.В личности и судьбе Ломоносова воплощен просветительский идеал человека, который многого может добиться благодаря своему уму, таланту и трудолюбию. Биография М.В. Ломоносова — Сплошная полоса познания и развития, открытий и практических опытов. Такую «всеядную» жажду испытали только избранные. В биографии истинного «самородка» из народа, который воплотил в себе его лучшие качества многое достойно подражания и восхищения. Ломоносов родился в семье крестьянина-помора, был обречен жить так, как жили его деды и прадеды, Ломоносов смог самостоятельно обучиться грамоте и продолжить свое обучение дальше. Уйдя из родительского дома, оставшись без всяких средств к существованию, переживая лишения и бедность, юноша начинает учиться в Славяно-греко-латинской академии. Здесь ему суждено пройти много испытаний, в том числе и насмешки одноклассников, которые были вдвое моложе его. Однако его гений проявляет себя и уже за год он проходит сразу три класса. В числе лучших он был направлен на учебу в Германию. Здесь он изучает многие науки, проявляет интерес, занимаясь философией, физикой, математикой, горным делом, химией. Поражает его блестящая академическая деятельность. Он совершает научные открытия практически во всех известных тогда науках: астрономии и географии, геологии и металлургии, навигации и мореплавании, истории и искусстве. Многие идеи Ломоносова получили научное подтверждение лишь спустя 100-200 лет, когда появилось надлежащее оборудование. Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской», здесь судьба человека тесно связана с научными открытиями и творческими деяниями. России, прежде всего, служил Михайло Ломоносов, ей посвящал свои оды и исследования.

2. В. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы». Какие реформы в языке и литературе осуществил Ломоносов?

В. Г. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы», выделяя его высокое значение как великого реформатора русского языка и литературы. Ломоносов продолжил реформу стихосложения, начатую В. Тредиаковским, распространив тонический принцип на все русское стихосложение; он показал выразительные возможности ямба, применил сочетание мужских и женских рифм. Разработанная Ломоносовым система и правила стихосложения стали основой русской поэзии: по ней учились писать стихи по-новому. Так же Ломоносов разработал свою знаменитую теорию «трех штилей», дав, таким образом, начало реформе русского литературного языка. В основу ее Ломоносов положил общенациональный язык. Все его слова, по мнению Ломоносова, по стилистической окраске делятся на три рода. В зависимости от количественного смешения слов трех групп создается тот или иной стиль: «высокий» — церковнославянские и русские слова, «средний» — русские слова с небольшим количеством церковнославянских, «низкий» — русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковнославянских. Каждому стилю соответствуют определенные литературные жанры. Эта теория стала ярким примером образцовости и порядка в литературе с точки зрения классицизма.

3. Назовите отличительные черты оды как классицистского жанра. Как вы думаете, почему Ломоносов отдавал предпочтение жанру оды?

Ода — это торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Оде присущи: восторг, воодушевление автора, приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь, преувеличения. Классицистическая ода была торжественным, ораторским жанром, в котором сильные эмоции соединялись с рассудительностью, «пиитический» восторг — с холодной логикой. Важнейший содержательный признак оды — «высокий» предмет (монарх, полководец, событие государственной важности, общественная добродетель, религиозная мораль) . Формальные особенности жанра требовали использования четырехстопного ямба и строфы, состоявшей из десяти стихотворных строк с делением на три части: первая часть состояла из четырех строк, вторая и третья — из трех строк. Все десять стихов в одической строфе объединялись строгой системой рифмовки: abab ccd eed.

Ломоносов, настоящий гражданин-патриот ценил то искусство, которое служит пользе государства, общества, народа. Его волновали и воодушевляли события, имеющие важное значение для страны. Основным и любимым его жанром стала торжественная ода, дающая возможность для публичного выражения чувства национальной гордости. Все эти возможности оды широко использовал Ломоносов, прославляя победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина»), различные торжественные даты («Ода на день восшествия... на престол... Государыни императрицы Елисаветы Петровны»). Писал он и оды, посвященные научным и религиозным темам («Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве» и др).