Литература 18 века 28-32стр.

Подробное решение Страница 28-32стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009



1. Подготовьте рассказ о Просвещении по плану: а) значение термина; б) представители; в) основные принципы; г) взгляды просветителей на искусство.

Эпоха Просвещения — обозначает историко-культурный период. Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. В русском языке слово «просвещение» имеет значение «передача знаний кому-либо, образование». Во всех языках термин «Просвещение» восходит к корню «свет». Речь идет о «свете» человеческого разума, опираясь на который, как считали просветители, путем правильного воспитания и образования можно создать совершенное человеческое общество.

Представители: Свифт, Дефо (Англия). Вольтер, Дидро, Руссо (Франция), Шиллер, Гёте (Германия). Русское Просвещение представляют М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Новиков, Ф. Прокопович, В. Тредиаковский, А. Кантемир.

Принципы: безграничная вера в возможности человеческого разума, изменение отношения к человеку и его возможностям: на первом месте не сословие, а личные качества и талант самого человека.

Просветители боролись с политическим деспотизмом, церковным фанатизмом, расовыми и национальными предрассудками, злоупотреблением родительской властью.

Своим оружием просветители избрали слово. Они считали, что проповедь философа, выступление поэта могут изменить мир. Лучшие писатели XVII— XVIII веков были просветителями. Ф. Прокопович выступал за распространение «не токмо Священного Писания», но и светского учения, поддерживая петровские реформы. Н. Новиков в своих журналах «Трутень» и «Живописец» резко критиковал праздность и невежество дворян. Он активно занимался издательской и просветительской деятельностью: опубликовал около 1000 наименований книг, организовал книготорговлю в нескольких провинциальных городах, открыл бесплатную библиотеку в Москве и др. А. Радищев своим творчеством положил начало инакомыслию в русской литературе, поставив ее в оппозицию к власти. Радищев, как и другие писатели-просветители, видел основные причины социальных бед в несовершенстве самого человека и считал, что изменить ситуацию можно только путем образования и самосовершенствования.

2. Как в личности Петра I и его начинаниях воплотилась идея «просвещенного монарха»?

Монарх, по мнению просветителей должен быть образованным и высоконравственным человеком. Идея «просвещенного монарха» идеально воплотилась в личности Петра I, который сделал период своего правления временем глобальных изменений во всех сферах жизни российского государства. Россия не видела раньше таких правителей. Молодой, энергичный, умный, образованный, знающий несколько языков, он все время учился, самосовершенствовался: учился воевать, создавать флот, одерживать победы над внутренними и внешними врагами, учился строить государство. При Петре Великом Россия стала могущественной державой с красивой столицей, построенной по европейскому образцу. Петр I, как ни один монарх, понимал, как важно иметь единомышленников, которые помогали бы ему сдвинуть страну с места, на котором она находилась веками. Благодаря стараниям Петра были открыты новые учебные заведения, Академия наук и Академия искусств. Петр посылал учиться за границу за государственный счет не только боярских детей, но и простолюдинов; он ценил людей не по родовым титулам и богатству, а по их уму, нравственным качествам, готовности служить Отечеству. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

3. Назовите основные черты классицизма как литературного направления.

В XVIII веке в европейском искусстве ведущим направлением становится классицизм — художественная система, в основе которой лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм стремился к выполнению вечных и единых законов, по которым должно создаваться произведение искусства. К основным чертам классицизма. Как литературного направления относятся: эстетическим идеалом искусства объявляется античное искусство, примеру которого должен был следовать каждый художник; искусство должно было выполнять дидактическую (воспитательную) задачу, формируя у человека систему ценностей, в которой на первом месте стояло Отечество (государство, монарх), затем семья и только потом — личное счастье.

Одним из основных правил классицизма стала нормативность. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Нормой определялся выбор темы и героя, языковые особенности произведения.

4. Каковы отличительные особенности классицизма в России?

1)Интерес к историческому прошлому страны

2) Интерес к фольклору

3) Идея просвещенной монархии

4) Сатирическая направленность

5) Антидеспотические, тираноборческие мотивы, интерес к простому человеку

6) Гражданский патриотизм

Как и западноевропейские, русские просветители считали необходимым наличие в государстве сильной власти. Но если в Европе классицисты создавали обобщенный образ идеального правителя, то в России такой идеал монарха воплотился в Петре I. Поэтому русских писателей интересовали не столько античные сюжеты и герои, сколько русская история; для русского классицизма было характерно активное обращение к национально-исторической тематике, наибольший интерес в которой вызывало недавнее прошлое. Русский классицизм имел ярко выраженную сатирическую направленность, которая проявилась в создании произведений «низких» жанров — басни, сатиры, комедии.

Таким образом, русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм.

5. Какие виды искусства и почему получили развитие в эпоху классицизма?

В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров. Существенным элементом новой словесности стала новая, силлабо-тоническая система стихосложения, введенная поэтом и переводчиком В.К. Тредиаковским. Она основана на чередовании ударных и безударных слогов в строке и до сих пор является основой русской поэзии. (Дописать Ломоносова)

Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, родоначальник стихотворного басенного жанра. Литература последней четверти XVIII в. под влиянием идей Просвещения обратилась к вопросу о совместимости неограниченной монархии и общественного блага, к острым социальным и политическим темам ("Недоросль" Д.И. Фонвизина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.П. Радищева).

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р. Державин. Его заслугой была демократизации поэтического слова, соединение "высокого" и "низкого" стиля, внесение элементов разговорного языка в поэзию.

XVIII в. стал временем рождения русского театра. В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр ("Комедийная хоромина"). Позднее в Ярославле под покровительством воеводы Мусина-Пушкина был создан Театр Ф.Г. Волкова.

Светская музыка начала XVIII в. была представлена несложными формами бытовой песни, а также кантами (вид многоголосой песни, заимствованный из Литвы и Польши). Канты носили торжественный характер и исполнялись, как правило, на празднествах в честь военных побед России. В середине XVIII в. популярными в России стали итальянская и французская опера. В последней четверти столетия формируется отечественная композиторская школа. Ведущим жанром была комическая опера. Успехом пользовались оперы А.О. Аблесимова, В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского. На рубеже XVIII – XIX вв. появился жанр камерной лирической песни, развитие которого способствовало творчество О.А. Козловского.

Ведущим жанром в российской живописи XVIII в. был портрет. Развитие портретного жанра в петровскую эпоху определялось воздействием западной живописи, но одновременно опиралось на традицию предшествовавшего столетия (парсуна). Становление портретной живописи было связано с творчеством И.И. Никитина и А.М. Матвеева. Новым явлением в искусстве стала гравюра. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов.

В начале XVIII в. в России работали иностранные живописцы, в частности, И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. развиваются и другие жанры живописи. Складывается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, историческая живопись). Наиболее значимыми авторами исторического жанра были А.П. Лосенкои Г.И. Угрюмов. В развитии портрета проявились две тенденции: повышение художественного уровня и реалистичности изображения и расцвет парадного портрета. В творчестве А.П. Антропова были особенно сильны традиционные черты парсуны. Он стал одним из создателей жанра камерного портрета (портрет Измайловой). Портреты Ф.С. Рокотоваотличаются интимностью, тонкостью и психологизмом (портрет А.П. Струйской). Д.Г. Левицкий много работал в жанре парадного портрета. Творчество В.Л. Боровиковского (рубеж XVIII - XIX вв.) связано с идеями сентиментализма. Он впервые ввел пейзажный фон в портретах.

В конце XVIII в. появляются полотна со сценами из крестьянской жизни (М. Шибанов,И.П. Аргунов, И.А. Ерменев), возник интерес к ландшафтному пейзажу (С.Ф. Щедрин), зародился городской архитектурный пейзаж (Ф.Я. Алексеев).

Ф.И. Шубин создал скульптурные портреты М.В. Ломоносова,полководца П.А. Румянцева Задунайского. Появляются памятники в честь выдающихся деятелей – Петру I ("Медный всадник" Э. Фальконе, 1782)

В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей. Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы (Петропавловский собор, здание 12 коллегий, Меншиков дворец, Меншикова башня), стали основой для европеизации русской архитектуры.

Середина XVIII века в архитектуре была ознаменована сложением явления, которое получило название "русского барокко" – в дворцах Ф.Б. Растрелли причудливо сочетаются барочная пластика стен и рокайльный орнамент, вынесенный из интерьера на стены фасадов.

Российская империя пережила «золотой век» политического могущества и культурного расцвета, что отразилось в первую очередь в монументальных произведениях архитектуры и скульптуры: величественных дворцах и памятниках Санкт-Петербурга и Москвы (здание Московского университета, дом Пашкова в Москве; Таврический дворец, Казанский собор, Адмиралтейство в Петербурге и др.; памятник Суворову, памятник Минину и Пожарскому, памятник Петру I и др.).

6. В чем своеобразие сентиментализма как литературного направления?

Сентиментализм (от англ. чувствительный) — направление в европейском искусстве середины XVIII века, представители которого особое внимание придавали чувству, жизни сердца. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н.М. Карамзина("Бедная Лиза") и А.П. Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"), создавшими жанры путешествий и чувствительной повести, поэзией И.И. Дмитриева. Сентиментализм порождал обращение к пасторальным мотивам, идею бегства в природу, воспевание простых человеческих чувств.