§ 5. Век художественных исканий

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 8 класса, авторов Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю. 2017



ВСПОМНИТЕ

• Каковы отличительные особенности культуры Просвещения?

Можно выделить основные особенности культуры эпохи Просвещения:

1. Деизм, как учение свободомыслия открывало возможность выступать против религиозного фанатизма и за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки.

2. Светскость — вытеснение религиозных начал из всех сфер культуры (светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым).

3. Апелляция просветителей к природе, следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма и убеждении в равных возможностях наций.

4. Научность. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией.

5. Рационализм, тесно связан с научностью. Человек может и должен действовать разумно, а общество может и должно быть устроено рационально.

6. Идея прогресса. Прогресс через разум — путь развития европейской цивилизации.

7. Абсолютизация воспитания в формировании нового человека.

8. Публичность и театральность. Возник новый вид связей: искусство и общество — салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.

Практическим результатом века разума стала Великая Французская революция, которая выступила с главными лозунгами французского просвещения: свобода, равенство, братство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Есть ли связь между новыми явлениями в культуре и изменениями в экономике и политической жизни?

Такая связь очевидна. Отличительными чертами развития культуры стали демократизация (роль главного потребителя культуры перешло к буржуазии, благодаря успехам образования культура распространилась и на другие слои населения) и секуляризация (складывание научной картины мира всё больше оттесняло религию на второй план, что отражалось на содержании культуры). Важными для развития культуры являлись социальные и технические последствия промышленной революции. Появление новых классов общества — промышленной буржуазии и пролетариата, новая роль денег в обществе, урбанизация — всё это сказывалось на тематике художественных произведений. Технический прогресс изменял традиционные виды искусства и способствовал возникновению новых, самым значительным из которых стало кино. На смену традиционной народной культуры свои первые шаги стала делать массовая культура. В то же время своего расцвета достигает высокая культура, в которой происходила быстрая смена художественных эпох.

В чём различия между классицизмом, романтизмом и реализмом?

В основе классицизма лежала рациональность, вера в то, что мир устроен в целом разумно, а все его недостатки могут быть исправлены силой человеческого разума. Разумно — это значит ясно, стройно, гармонично. Именно таким было искусство классицизма. Оно стремилось к идеальным пропорциям и формам, часто равняясь при этом на античные образцы.

Разуму сторонники романтизма противопоставляли чувство, цивилизации — природу, ясности — тайну и недосказанность. Из «пустыни разума» классицизма романтики уводили своих зрителей и читателей в неизвестное — туда, где сокрыта свобода. Они искали её в далёком прошлом, в народном творчестве, в экзотических странах. Центральной фигурой творчества был романтический герой — одинокий, гордый и непонятый.

В отличие и от классицизма, и от романтизма сторонники реализма стремились к точному отображению окружающего мира, к «правде жизни». В этом они видели ценность искусства. Реалисты часто выступали как критики современного им общества, показывая его пороки и болезни, заставляя задуматься об их лечении.

Чем эти стили отличались от искусства авангардизма?

Для искусства зарождавшегося ХХ века характерной чертой стал перенос акцента с реальности на собственные ощущения. Не совершенные формы классицизма, не туманный идеал романтизма, не «правда жизни» реализма, а собственное «я» становится главным для художников. Они задаются вопросом не «что я вижу?», а «как я вижу?».