§ 5. Реформация и контрреформация в Европе в середине XVI века

Подробное решение § 5 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. Каким образом кальвинизм оправдывал деловую активность?

Кальвин считал, что Бог заранее определил, спасётся ли человек после смерти. Однако от человека этот выбор скрыт, но Бог даёт ему подсказки в виде успеха в делах. Именно по этому Кальвин считал любой труд богоугодным делом и осуждал всякую праздность, будь то праздность монахов, или простых верующих в церковные праздники.

2. Какие идеи Кальвина близки, по-вашему, современному человеку?

Современный мир превозносит жизненный успех и деловую активность, потому именно проповедь в пользу любого труда близка людям и сегодня.

3. Чем отличалось устройство кальвинистской церкви от католической?

Кальвинистская церковь во всём отличается от католической. У кальвинистов нет монахов, священники выборные, отсутствует столь чёткая иерархия с единым главой церкви. Велики и чисто внешние отличия: здания кальвинистских лишены всяких украшений, кроме креста, их священники одеты в простые чёрные одежды.

4. Какими способами католицизм боролся с Реформацией?

Контрреформация официально началась с Тридентского собора 1545 г. С одной стороны, оно ужесточало и систематизировало карательные меры против еретиков. В частности, расширены были полномочия инквизиции, был издан и периодически обновлялся Индекс запрещённых книг – список книг, которые нельзя было издавать и даже читать в католических странах. Большую роль в этом деле сыграл орден иезуитов со своим знаменитым принципом о цели, оправдывающей средства.

Но одновременно контрреформация ознаменовала и начало борьбы с ересями путём переубеждения. В ответ на доводы еретиков выставлялись не только кары, но и контраргументы. В частности, иезуиты широко занялись образованием молодёжи, чтобы направить это образование в правильное русло. Именно это направление контрреформации обогатило европейскую духовную жизнь во многих её проявлениях. Во многом из него выросла культура барокко.

Задания

1. Сравните реформационные учения Лютера и Кальвина. Найдите черты сходства и различия. Определите, В чём Кальвин пошел дальше Лютера.

Оба выступали против власти католической церкви, против богатства церкви, оба осуждали монашество и церковные таинства. Но Кальвин больше высказывался в пользу аскетичности, в то время как Лютер говорил о бесполезности таковой. Кроме того, Кальвин утверждал, что судьба души после смерти предопределена заранее, в учении Лютера такого положения нет.

2. Перед вами — отрывки из главного сочинения Лойолы «Духовные упражнения», ставшего настольной книгой всех иезуитов:

«Работающие в винограднике Господнем должны опираться на землю лишь одной ногой, другая должна уже быть приподнята для продолжения пути.

Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед Божественным величием, и не только тот страх, который мы зовем сыновним, но и тот страх, который называется рабским. Необходимо, чтобы вера в Бога была столь велика, что человек не колеблясь пустился бы в море на доске, если у него нет корабля!

Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное, — мы должны немедленно признать это!

Если мы не находим в священниках и других церковных начальниках желательной чистоты нравов, мы отнюдь не должны обвинять их за это, ни в частных, ни в публичных речах, ибо такими разговорами порождается больше вреда и позора, чем пользы, так как результатом их будет злоба и презрение народа против своих начальников и пастырей.

Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа».

Пользуясь источником, расскажите о целях и методах Общества Иисуса, взаимоотношениях между старшими и младшими членами Ордена иезуитов.

В цели общества было внушить страх перед церковью «не только сыновний, но и рабский». Это означало полное повиновение католической церкви без рассуждений и колебаний. Также без рассуждений и колебаний требовалось повиноваться вышестоящим членам ордена. И если священников запрещалось осуждать, даже когда человек видел их греховность, то тем более запрещалось осуждать вышестоящих членов ордена, даже если была видна их неправота.