§ 21. Материальный и духовный мир человека XVIII века

Подробное решение § 21 по истории для учащихся 7 класса, авторов В. А. Ведюшкин, С. Н. Бурин 2013



Вопросы

1. В наши дни во многих странах быт и в целом условия жизни сельских жителей ничем не хуже, чем у горожан. А почему нельзя было добиться того же, например, в XVII-XVIII вв., что этому мешало?

К сельским жителям можно отнести не только крестьян, но и аристократов, некоторые из которых много времени проводили в своих загородных резиденциях. Но если брать только крестьян, то среди них в то время просто была меньше разница между богачами и бедняками. В городах нищие, рабочие и другие бедняки жили куда хуже крестьян: жили теснее, работали больше, питались хуже. Среди бедняков в городах быстрее, чем среди крестьян распространялись эпидемии, опять же, потому что они жили теснее. Но в городах было больше богатых и просто зажиточных людей, там обитал почти весь только что возникший средний класс, было много и действительно богатейших людей. Богатые могли позволить себе отдельный удобный дом, лучшую еду и напитки, услуги врача и т.д. В деревнях не было такого количества богатых, они переезжали в города. Именно поэтому жизнь горожан в целом была лучше жизни крестьян.

2. Как, по-вашему, родилась модернизация? Почему, скажем, в Средние века стремление к обновлению общества не проявлялось в такой мере?

Изначально правители увидели, что новшества улучшают их армии. Потом предприниматели увидели, что некоторые новшества приносят больше прибыли. Именно так произошла промышленная революция. Эта революция привела к изменениям во всех сферах общества помимо чьей-либо воли. Изменения улучшили жизнь людей, сделали её комфортнее и безопаснее. И только после этого люди уверовали в прогресс, стали его воспевать, надеясь на новые достижения. В Средние века не было машин, которые могли бы существенно увеличить прибыль, и не было предпринимателей, прибыль была важна только купцам. То есть тогда не могла быть запущена вся эта цепочка. Только улучшения в военной сфере активно внедрялись (такие, как новые составы греческого огня и огнестрельное оружие).

3. Объединяет ли что-либо знаменитых литературных героев, действовавших в совершенно разных обстоятельствах, — Робинзона Крузо и Фигаро? Если объединяет, то что именно?

Их объединяет предприимчивость, умение находить выход даже из самых, казалось бы, безвыходных положений.

4. Если и в рамках церковной музыки создавались гениальные произведения (Гендель, Бах), то почему же поворот к светской музыке считается шагом вперед?

В XIX-XX веках путь прогресса был также путём к уменьшению роли церкви в обществе. Потому всё, что боролось с влиянием церкви и в предыдущие эпохи стало считаться прогрессивным, ведь оно вело к положению вещей, которое сложилось в XIX веке. Но это оценка, как говорят, задним числом.

Задания

1. Выпишите основные признаки, которые, по вашему мнению, определяют сущность индустриальной цивилизации. Расположите их по степени важности.

Признаки:

- массовое производство на заводах и фабриках;

- постоянно появляются новшества, влияющие на производство, бытовую жизнь людей, медицину и в целом на все сферы жизни;

- горожан в стране становиться больше, чем сельских жителей;

- население быстро растёт.

2. Представьте, что вы — современник Дефо и Свифта. Вы решили померяться с ними литературным талантом и написать роман о яркой личности (или нескольких личностях) века Просвещения. Какой сюжет вы бы избрали? Запишите его в виде краткого сочинения.

Рассказ может пойти о философе-просветителе и верном его ученике. Они живут в эпоху Просвещения в Париже. Философ много думает про то, как устроить государство разумно, чтобы там всем было хорошо жить. Он популярен, его книги читают многие аристократы. Но ученик его – простой актёр в маленьком театре. Он беден и с трудом зарабатывает на жизнь, но находит время и силы, чтобы учиться у философа мудрости.

Постепенно идеи философа становятся слишком смелыми. Из королевского двора он слышит, что разумнее будет остановиться. Философ не может этого сделать, он не может предать свои идеи о лучшем будущем страны и всего человечества. В конце концов, его арестовывают. Он мужественно выдерживает все допросы, не отказывается от своих идей и отправляется в Бастилию.

В то же время ученик думает, как ему освободить учителя. Но у него нет армии, чтобы взять Бастилию штурмом. Он пытается поднять народ, но над ним только смеются и чуть не сдают полиции.

Тогда он выдаёт себя за аристократа, проникает ко двору короля и начинает участвовать там во всех интригах. Долго он разбирается в хитросплетениях отношений при дворе. В итоге ему удаётся сделать так, что философа, его учителя становится выгоднее освободить, чтобы его ученик не выдал некую очень неудобную информацию обществу.

Это был бы рассказ о предприимчивом ученике, который смог освободить философа, несмотря на то, что не был ни богат, ни знатен. Но также это рассказ о несокрушимости новых идей, с которыми ничего не смог сделать король.

3. Немецкий музыкальный критик XIX в. Рохлиц так писал о Бахе и его эпохе: «Два великих художника вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух... Микеланджело и Бах — вот имена наших героев, между которыми, пожалуй, можно не только обнаружить сходство, но и провести параллель». Поразмышляйте: что же позволило критику сравнить Микеланджело и Баха, которых разделяли не только два века, но и разные виды творчества?

Оба эти творца совершили переворот, отчасти изменили мировоззрение своих современников. Критик называет это «вдохнули в сознание детей своей эпохи новый дух».