§ 6-7. Русь в конце X первой половине XI века. Становление государства

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018

Вопросы к пунктам параграфа

(стр. 52)

Вопрос: Почему языческая вера не могла стать опорой княжеской власти?

Ответ: Поклонение древним языческим божествам не давало князю достаточных оснований для укрепления своей власти. Владимиру Святославичу пришлось искать новые духовные опоры. Он остановил свой выбор на греческом варианте христианства.

Вопрос: Как утверждение христианства на Руси способствовало укреплению международных связей молодого государства?

Ответ: Теперь Руси проще было договариваться с соседями — христианами, прежде всего с Византией и скандинавскими странами. Христианская церковь становилась посредником в ведении торговых, политических и династических переговоров с другими странами Центральной и Западной Европы. Приняв христианство, Древняя Русь смогла приобщиться к многовековой европейской культуре.

(стр. 54)

Вопрос: Чем новая система управления отличалась от старых порядков, когда киевский князь сам собирал дань?

Ответ: Владимир Святославич отправил своих сыновей в порядке старшинства князьями — наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов. Сам же остался в Киеве. Так было проще управлять русскими землями, или волостями, и собирать с них дань, значительная часть которой отправлялась в Киев.

Вопрос: Почему охрана границ государства стала общерусским делом?

Ответ: Князья — наместники обязаны были бороться с язычниками, собирать дань для Киева, участвовать в общерусском ополчении и защите границ государства от набегов кочевников.

(стр. 55)

Вопрос: Какую роль в Древнерусском государстве играла княжеская дружина?

Ответ: Дружина помогала князю управлять подвластной ему землёй и поддерживать в ней порядок, в военное время она составляла основу войска. Опираясь на дружину, князь мог контролировать торговые пути, которые проходили по его территории.

Вопрос: Почему все важнейшие вопросы князь решал только со старшими дружинниками?

Ответ: Старшим дружинникам (их называли «бояре») князь доверял должности посадников — наместников в пригородах княжества, воевод — предводителей военных отрядов, тысяцких — глав городского ополчения. Все важнейшие вопросы князь решал вместе со старшими дружинниками. В кругу старших дружинников князь считался первым среди равных.

(стр. 56)

Вопрос: Когда появилось народное вече?

Ответ: Народное вече (от славянского «вещать» — говорить) зародилось у восточных славян в догосударственный период. В нём участвовали главы свободных семей, совершеннолетние мужчины — воины. Решающее влияние на вече имела племенная знать. Она возглавляла систему городского управления, основанную на десятичном принципе. В военное время тысяцкий (глава тысячи или полка), сотские (главы сотен), десятские (главы десятков) управляли народным ополчением; в мирное время они собирали налоги с населения и готовили к принятию вечем важнейшие постановления.

Вопрос: Почему князь — наместник должен был считаться с народным вечем?

Ответ: На вече решалось, какого князя пригласить на престол; начать ли войну с соседями или заключить с ними мир. Иногда князь обращался к вечу с просьбой о сборе денежных средств, необходимых ему для организации военных походов. Вече распоряжалось городской казной, землями, примыкавшими к городу, заботилось об обороне города. Таким образом, вече решало те же вопросы, что и князь. Многие решения принимались совместно — вечем и князем. Порой вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт. Нередко в таких случаях вечевые собрания завершались изгнанием князя. Ни одного важного для города решения князь не мог принять без согласия веча. Но и вече нуждалось в одобрении князя.

(стр. 58–59)

Вопрос: Почему семейные связи с династиями европейских правителей были важны для Древнерусского государства?

Ответ: С именем Ярослава Мудрого связано превращение Руси в одну из наиболее влиятельных стран средневековой Европы, что связано с династическими связями Киева

Вопрос: Какая идеология была положена в основу Древнерусского государства князем Ярославом Мудрым?

Ответ: Вера в то, что Руси уготована роль центра мира, ответственного за защиту всех православных христиан, не одно столетие будет сплачивать русские земли. Эта вера стала опорой политики древнерусских правителей, она легла в основу идеологии (системы взглядов и идей, отражающих цели и интересы общества или государства) Древнерусского государства.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему храм Святой Софии Константинопольской покорила сердца русских послов? Только ли внутренняя и внешняя красота христианства заставила князя Владимира принять новую веру?

Ответ: Они были поражены богатством убранства (золото, серебро, драгоценные камни), послы решили, что раз Константинополь такой богатый город, значит Бог им благоволит и надо принимать христианство, что, приняв христианство, на Руси больше никогда не будет голода и разрухи. Князь Владимир принял христианство по следующим причинам: поиск духовных опор для нового государства, укрепление верховной власти, сохранение внутреннего порядка государства, Руси стало проще договариваться с соседями христианами (Византия, скандинавские страны), христианская церковь стала посредником в ведении торговых, политических и династических переговоров со странами Центральной и Западной Европы, Древняя Русь с помощью христианства могла приобщиться к европейской культуре.

Вопрос: Опираясь на карту (с.53), докажите, что князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый сыграли выдающуюся роль в государственном строительстве.

Ответ: Князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый смогли не только окончательно объединить Русь, но и увеличить территорию Киевской Руси, что послужило толчком для ее дальнейшего расширения и обогащения. Помимо этого они смогли избавиться от угроз со стороны воинственных соседей, путем их присоединения. А также походы Владимира на Византию принесли свои плоды в виде не только дипломатических отношений с сильнейшим государством того времени, но и принятием христианство, что сделало Русь одним из европейских государств. Ярослав Мудрый уладил все дела с деланием Руси на уделы, поднял уровень науки и образования на высокий уровень, при нем Киев стал настоящим политическим, культурным и религиозным центром Руси. Центром древнерусской столицы стал храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный в 1037 г. на месте победоносного сражения с печенегами. Для защиты южных границ государства были заложены пограничные крепости на реках Стугна, Суда и Десна.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Принятие христианства князем Владимиром. 2) Начало строительства храма Святой Софии в Киеве. 3) Начало создания свода письменных законов Русская Правда. 4) Начало строительства храма Святой Софии в Новгороде. 5) Создание « Слова о Законе и Благодати».

Ответ: 1) 988 г.

2) 1037 г.

3) 1016 г.

4) 1045 г

5) 1038 г.

Вопрос: Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Принятие христианства и государственное строительство, опора правящей династии на достижения славянского общества усилили Древнюю Русь, открыли ей путь в Европу». Действительно, принятие христианства в 988 году способствовало развитию законотворческой деятельности и появлению первого свода законов (Русская правда в 1016 г.), началу каменного строительства (Десятинная), появлению первых школ при церквях и монастырях, переводу религиозных книг. Древняя Русь после принятия христианства имела постоянные политические, экономические, культурные связи со странами Западной Европы, а также с Византией, связь с которой привнесла много полезного в развитие Древней Руси.

Мнение историка (стр. 60).

Вопрос: Как вы думаете, с какой целью Ярослав Мудрый перестраивал и украшал Киев? Как с политической точки зрения можно объяснить назначение религиозного писателя и мыслителя Илариона митрополитом киевским (без согласия с константинопольского патриарха)?

Ответ: Ярослав Мудрый боролся с феодальной раздробленностью, царившей в стране, хотел сделать Киев столицей сильного государства, которое могло бы конкурировать по значимости и богатству с Константинополем, для чего он и украшал Киев, придавал ему внешний лоск и красоту. А сам он своей властью с императором Византию. Именно поэтому он назначил Иллариона митрополитом киевским без согласия с константинопольского патриарха, что мог делать только лишь император. Это, по мнению Ярослава, могло доказать независимость Руси от Византии и константинопольского императора.

Вопрос: Какие личные качества князя Ярослава Владимировича превратили его в авторитетного правителя Древней Руси? До правления Ярослава Мудрого русских князей называли восточным титулом « каган» (хан ханов), в конце правления Ярослава назвали царем. Дайте оценку этому факту.

Ответ: В период правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.) Русь превратилась в образованное и высококультурное государство. Это связано со следующими событиями: Ярослав Мудрый укрепил христианство на русской земле; расширял, украшал и облагораживал Киев, строил церкви (храм Святой Софии в Киеве и храм Святой Софии в Новгороде); создал первые законы Русского государства («Русская правда» – 1016 г.); укреплял границы государства на севере (чудь, ятвяги) и на юге (Болгарское царство); вел активную дипломатию с западными государствами (выдал замуж своих дочерей за наследников европейских престолов).