Мир древности: далекий и близкий

Подробное решение часть 2 Мир древности: далекий и близкий по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015



Обсудим!

С.14.

1. Вопрос: сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Ответ: сложнее изучать период истории первобытности, т.к. очень мало информации имеется о жизни первобытных людей, среди ученых нет общего воззрения на то, как человек жил в то время, каким он был. Выводы по периоду истории первобытности в основном построены на гипотезах. История Древнего мира изучается легче, потому что уровень развития общества человека неизмеримо вырос, остались свидетельства обустроенности общества, как в общественном так и в бытовом уровнях. Появилась письменность, прочитав и изучив которую, ученые узнают о жизни людей в древнее время, остались строения, скульптуры, картины, предметы обихода. Появилась история Государств.

Проверь себя

1.Вопрос: какие государства Древнего мира ты знаешь?

Ответ: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.

2. Вопрос: приведи примеры знаменитых сооружений Древнего мира.

Ответ: пирамиды Хеопса в Гизе (др. Египет), Александрийский маяк (др. Египет), Колизей (др. Рим) Римский форум (др.Рим), Пантеон (др. Рим), Афинский Акрополь (др. Греция), храм Аполлона в Дельфах (др. Греция), храм Деметры в Элевсине (др. Греция)

3. Вопрос: как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

Ответ: египтяне писали особыми знаками – иероглифами. Каждый иероглиф мог обозначать предмет или несколько звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было.

Финикийцы создали алфавит в котором каждая буква передавала определённый согласный звук.

Древние греки усовершенствовали финикийский алфавит добавили знаки которые обозначают гласные звуки.

Задания для домашней работы

Задание 2. попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.

Ответ: визитной карточкой Древней Греции мог по праву считаться Парфенон в Афинском Акрополе.

Античный памятник Парфенон в Афинском Акрополе (Греция)

Парфенон, посвящённый богине Афине-Парфенос (Деве), был построен в рамках реализации программы Перикла. Храм был задуман как новое святилище Афины. Внутри храм был разделён на две неравные части. В главной, восточной, находилась знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницы статуи были вставлены драгоценные камни, а на груди в центре панциря вырисовывалась смертоносная голова Медузы Горгоны, выполненная из слоновой кости. Изваянную Фидием статую установили в полумраке предназначенного для неё зала – целлы, и она находилась там до V века до нашей эры.

Парфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55—0,59 метров. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, её глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей. Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой. Умело использовались такие приёмы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис – припухлость ствола колонны, лёгкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые. В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по чётким, гармоничным линиям и пропорциям здание. Празднично-нарядным выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в тёмно-красный цвет, фриза – в синий. На этом цветном фоне особенно чётко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора. Детали же их также были окрашены или позолочены. Весь скульптурный декор Парфенона был подчинён одной цели – прославлению родного города, его богов и героев, его народа.

Попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран

Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза – прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней. Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины. На западном фронтоне изображена легенда аттическая – о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой.

До наших дней статуя Афины не дошла, но сохранились многочисленные позднейшие копии, в том числе замечательная римская копия, выставленная в Национальном археологическом музее Афин. Большая часть фронтона, центральные колонны и сцелла разрушены в 1687 году, когда Афинский Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в Британском музее Лондона – это так называемые «мраморы Элджина». Несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя.

На следующем уроке

С.14

Вопрос: вспомни, какие города и государства Европы тебе известны.

Ответ:

Германия (Берлин, Кёльн, Бремен, Дрезден, Мюнхен…);

Франция (Париж, Гавр, Руан, Бордо, Ницца, Тулуза, Лиль…);

Австрия (Вена, Зальцбург, Грац, Инсбрук…);

Италия (Рим, Милан, Неаполь, Верона, Венеция…);

Нидерланды (Амстердам, Гаага, Гауда);

Бельгия (Брюссель, Антверпен, Брюгге…);

Греция (Афины, Коринф, Килкис…);

Швеция (Стокгольм, Мальмё, Гетеборг…);

Норвегия (Осло, Ставангер, Лиллехаммер…);

Дания (Копенгаген, Престе, Брамминг…); и др.